13 февраля известный ульяновский блоггер Олег Софьин (lis73), которого судьба занесла работать в одно из учреждений культуры области, опубликовал в своем блоге обращение ульяновских деятелей культуры в защиту скандальной премии Пластова.

Письмо пришло с почтового адреса министерства культуры области. Судя по ошибкам и неоднозначной подаче материала, это лишь черновик. Вполне возможно, что письмо официально опубликовано и вовсе не будет.

Тем не менее сам факт реакции властей на критику и депутатские запросы можно смело зафиксировать. Реакция получилась унылой – в очередной раз наши власти от культуры подтвердили своё весьма однобокое понимание культуры.

Приведем цитату из письма:

«Пожалуй, впервые после распада Советского Союза, мы наблюдаем подъем культуры. Впервые за несколько десятилетий капитально ремонтируются учреждения культуры – восстановлено здание Драматического театра, Дворец Книги, ремонтные работы проведены в музеях Гончарова, Пластовском музее, Театре Кукол им. Валентины Леонтьевой. Полным ходом идет восстановление объектов сельской культуры – производится капитальный ремонт учреждений. Наконец то получили поддержку и люди культуры – благодаря усилиям региональных властей актеры получают достойную, конкурентоспособную зарплату, многие из них получили отдельное жилье».

И так далее. Культура, оказывается, – это то, что можно измерить. Это не пространство, не среда, это рубли и метры. Но что они дают? Кому нужны капитально отремонтированные хоромы, если в них нет движения и банального действия, если вокруг них не определенной среды? Ответ – никому, кроме чиновников с их отчетами.

Впрочем, те руководители культурных учреждений, которые более-менее понимают идиотизм такого подхода к культуре, изо всех сил пытаются что-то изменить и затащить к себе хоть какие-то культурные инициативы, чтобы внести в жизнь своего учреждения хоть что-то живое. Это положительный тренд, но и он опоздал.

Сегодня культура формируется здесь и сейчас, формируется сообществами и их взаимодействием. Она живая и очень изменчивая. Вписать реальную культурную среду в формат «культура за квартал выросла на 12 процентов по району» не получается никак.

Письмо фиксирует факт непонимания этого постулата, причем в самой прямой форме. Хвалиться и восторгаться надо не количеством отремонтированных квадратных метров и не процентами роста зарплат, и даже не размером мега-премии, а развитием культурной среды. Её развитие – это вложение в будущее, возможность запустить механизмы, которые будут работать самостоятельно.

С точки зрения актуальных политических задач можно смело сказать, что никаких креативных кластеров при существующим подходе построить и развить невозможно в принципе. Креатив и «квадратные метры культуры в отчетный квартал» как показатель уровня и стиля мышления деятелей культуры, подписавшихся под письмом, несовместимы.

Это – путь в никуда, а письмо – индикатор той беспомощности, в которой оказалось региональное министерство культуры. Политика квадратных метров и понимания культуры как дотационной индустрии требует идеологии и жесткого авторитарного вбивания единственно верного «ленинского пути». Только в этом случае её существование оказывается оправданным – лишь тогда, когда культурная среда не формируется снизу, а директивно спускается сверху.

Но внятной идеологии нет, равно как и нет «ленинского пути». Да и вбивание в существующих условиях не очень-то эффективно без глобального закручивания гаек путем тотального запрета всего иного.

Мы абсолютно уверены, что чиновники живут в своём обособленном мире, и готовы биться об заклад, что столь сильной критики по поводу премии региональные власти не ожидали. Причина проста – никто не хочет верить в то, что они живут даже не вчерашним, а позавчерашним днем и формируют вовсе не культурную политику, а нечто совсем иное. Для себя наверняка придуманы и определенные слова-обманки – «здоровый консерватизм», «истинные ценности», «продуцирование смыслов» и т.д. Но за ними нет ничего, кроме тысяч капитально отремонтированных квадратных метров «культуры». И это и есть подъём культуры?

При этом в самой премии нет на самом деле ничего зазорного. Но при одном условии – если запрос на неё идёт снизу. Как механизм премия – это отличный вариант включения области в некую мировую культурную орбиту. Но именно это при существующей политике в принципе невозможно. Продукта нет, и он не может получиться в принципе, т.к. для него нет активной питательной среды.

Понимают ли это те, кто подписался под письмом? Наверняка многие всё отлично понимают. Но вынуждены подписываться под настоящей декларацией отсталости ввиду своей зависимости как от премии, так и от власти в целом.

Мы попросили прокомментировать наши мысли Александра Яшина – лидера УРОО «Городская среда», общественной организации, работающей над развитием культурной среды. Вот что рассказал нам Александр:

«К сожалению, в Ульяновске низовые культурные инициативы практически не могут выжить в одиночку. Единственный способ создать плодотворную культурную среду – это объединение ресурсов таких инициатив и совместное создание того или иного продукта. При таком подходе можно получить максимум дельного результата минимальными средствами. Получается движуха, которая рождает новую и т.д. Всё начинает крутиться само и даже зарабатывать.

Опыт показал, что подход работает идеально. Минимальными усилиями удалось запустить множество весьма серьёзных проектов. Так, летом в Ульяновске пройдет фестиваль с участием немецких ребят и лидера движения «Партизанинг» Антона Польского. Ребята будут работать просто во дворах многоэтажек. Затрат ноль, а результат очевиден и осязаем в прямом смысле слова.

Работает и метод синергии, когда мероприятие проводится с участием множества творческих людей, каждый из которых представляет что-то своё. В итоге получается разноплановый интересный комплексный продукт. В ряде случаев легко масштабируемый, и при этом всегда актуальный. Таким образом мы проводим выставки, которые сочетают в себе не только перфомансы, выступления музыкантов, демонстрацию экспонатов, интерактив и т.д. Это живой подход – сделай сам здесь и сейчас.

В итоге культурная среда становится неотъемлемой частью повседневной жизни, люди вовлекаются в активную деятельность через соучастие. По сути, каждый становится и носителем и генератором культуры. Живой подход рождает живой креатив, который работает.

Официальная культура, увы, от этого далеко. Да, учреждения культуры помогают чем могут – помещениями, информационными ресурсами и т.д., но культура, к сожалению, во многом остаётся институтом. Повседневная жизнь отдельно, а культура – это что-то отдельное».

Добавить к сказанному Александром что-либо трудно. Действительно, культура у нас – это что-то заповедное, существующее за стеклянным колпаком. И шансов от этого колпака избавиться, судя по всему, нет. Премия Пластова тому отличное подтверждение – для того, чтобы заработал заложенный в неё механизм, попросту нет соответствующей среды, для которой премия послужила бы толчком и двигателем.

Итог предсказать несложно: премию вручат, найдутся и те, кто её получит, и даже те, кто реализует «реализм» на территории Ульяновской области. Будет шебуршанье в СМИ, а затем – пустота. Не среды, не идеологии.

Главное – не приглашать серьёзных иностранных деятелей. Им наша индустрия культуры при всяком отсутствии культурной среды и гражданского общества покажется попросту смешной, а упор на реализм – отсутствием вменяемого понимания, что культура – это нечто живое.