Если мы говорим о развитии культуры, то не можем не говорить о ее наполненности идеями, событиями, проектами. Собственно, их наличие и есть свидетельство верной стратегии и тактики культурной политики.
Модное слово «раскручивание», более понятное для современного поколения, здесь в общем-то отражает суть. Ра­зумеется, с упором на то, ради чего и зачем. Можно обойтись упоминанием: здесь жил талантливый, знаменитый писатель, поэт, художник. А можно выдвинуть идею «Симбирск-Ульяновск — родина талантов», и ее развитие становится двигателем не только культурного продвижения региона, но и локомотивом, стимулом для развития общества. Это общероссийская и европейская тенденция, успешно и своевременно взятая на вооружение в нашем регионе, ставшем площадкой для реализации новых культурных проектов.
Давайте попроще. Что есть на сегодняшний день объявленная на весь мир международная премия в области изобразительных искусств имени А.А. Пластова? Ее презентация — факт, если хотите — яркий аккорд культурного процесса. Но факт не существует без контекста. А контекст таков. Отремонтированный музей и новый памятник на родине художника стали изюминками на туристической карте региона. В течение всего года будут проходить торжества, посвященные 120-летию Аркадия Пластова. Будем говорить и вспоминать, удивляться, радоваться и гордиться творчеством великого земляка. А выставки произведений Пластова и работ лауреатов премии в Лондоне и Неаполе, Москве и Санкт-Петербурге? Какое внимание к нашему региону! Пройдет уже третья по счету Международная ассамб­лея художников «Пластовская осень», проведение которой берет под свое покровительство ЮНЕСКО. Международный пленэр «Мир на кончике кисти» в окрестностях Прислонихи уже стал привлекателен для сотен профессиональных художников и любителей — и не только из России. Вторая международная конференция «Искусство А.А. Пластова и проблема творческого метода в искусстве XX — XXI веков» готовится в партнерстве с Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга. Художник, которому трудно найти равного в отечественном искусстве, станет ближе всему миру.
Кстати, не стань благодаря культурной политике региона «пластовская» идея столь широкой и полнокровной, возможно, так и не появилась бы в минувшем январе в Москве на доме, где жил и работал выдающийся художник Аркадий Александрович Пластов, мемориальная доска. А казалось бы — все началось с маленькой Прислонихи и скромной региональной премии…
Еще проще — в цифрах. В 2011 году выставку номинантов премии посетило около 30 тысяч человек, выставку художников стран Содружества — около 8 тысяч. В 2012 году только за две недели выставку «Пластов и Сарьян» увидели две тысячи посетителей, а работы номинантов премии в Ленинском мемориале посмотрели 35 тысяч любителей живописи. Цифры вырастут в разы, когда пластовская премия объединит на международном уровне продолжателей традиций реалистического искусства.
Количество масштабных проектов, акций, фестивалей всероссийского уровня не дают повода усомниться: региональная власть последовательно и поступательно меняет к лучшему ситуацию в области культуры. А культура в нашем регионе — это «локомотив» всего прогресса…
Любопытно, что столь удивительный для многих, но по сути верный и своевременный интерес к культуре в нашем регионе возник в тот момент, когда стало очевидно: государство не может в полной мере нести на своих финансовых плечах культурное бремя. И давайте отметим: консолидированный бюджет отрасли «Культура» Ульяновской области в 2012 году составил 1 816,2 миллиона рублей, рост по сравнению с 2011 годом составил 35,6 процента (или 476,5 миллиона рублей).
Культура делает нас людьми, и денег жалеть на это нельзя!

Есть мнение

Екатерина МакДугалл, содиректор аукционного дома MacDougall’s, эксперт в области изобразительного искусства:
— Это дополнительные вливания не только в культурную индустрию России, но и в экономику страны. Благодаря подобным проектам Россия останется на мировой арене и будет расширять сферу своего влияния. Было бы наивно предполагать, что Россию с ее искусством в мире кто-то ждет и подвинется, чтобы уступить ей место. Роли распределены, финансовые потоки направлены. Мы понимаем, что предстоит битва, но такие проекты — начало нового большого процесса, который способен восстановить культурный баланс усилиями регионов России, людей, которые его сегодня представляют.

Татьяна Пластова, ответственный секретарь жюри по присуждению премии им. А.А. Пластова:
— Уже более двадцати лет российское искусство не получало фактически никакой государственной поддержки. Одной из насущных задач современного художественного образования является сохранение национальной художественной школы. На этом фоне учреждение губернатором и правительством Ульяновской области премии имени А.А. Пластова является благородным и патриотичным актом, направленным на сохранение национальной культуры, воспитание высокого художественного вкуса, основанного на традициях и особенностях российского мировосприятия.
Придание премии имени А.А. Пластова международного характера и ее представление в Лондоне — одной из мировых культурных столиц — не только выход на ведущие художественные площадки Европы, но и выдающееся событие в жизни области, которое, несомненно, будет способствовать повышению ее международного престижа и становлению в ряд европейских культурных центров.

Аркадий Егуткин, народный художник России:
— Живопись Пластова — мощное средство выражения своей великой духовности и любви и неиссякаемый источник вдохновения не только для художников, но и для всех, кто посвятил свою жизнь созидательной деятельности. Учрежденная правительством Ульяновской
области и Российским союзом художников международная премия имени А.А. Пластова — это не только важная акция в пропаганде его творчества. В наш век разгула авантюристов от искусства эта международная премия утверждает актуальность русского реализма, его красоту и правдивость. Премия имени А.А. Пластова, родившегося и творившего на земле Симбирской-Ульяновской, важна и престижна для нашего региона, ставшего родиной для великих людей русских.