В силу особенностей профессии мне частенько приходится сталкиваться с двумя мнениями о людях как «источниках информации» (когда они выступают в качестве «респондентов» или «информантов»). Первое гласит о том, что неинтересных собеседников не бывает -бывают скучные вопросы. Второе предлагает придерживаться обратной позиции: где же это в нашей провинции можно найти интересных людей? Истина, как всегда, посередине…
В этом номере мы расскажем об одном из ульяновцев, чья необычность ощущается далеко не сразу – ее нужно суметь разглядеть. Поскольку человек этот бизнесмен, мы не будем называть его полного имени – дабы не быть заподозренными в рекламировании товара.
«Странный» бизнес
Виталий продает чай и кофе – только и всего. С ним я познакомился недавно – искал, где бы купить немного китайского пуэра, и вместе с хорошим чаем нашел и хорошего собеседника.
– Вообще, ко мне сюда приходят далеко не только за чаем. Я не рекламирую различные сорта чая и кофе словами, а предлагаю бесплатно выпить чашку-другую. Если человека «цепляет» – он сам покупает то, что ему понравилось. И это абсолютно нормально. Я заметил совершенно четко один принцип: тот, кто жадничает и пытается выиграть за счет покупателя, обязательно в итоге разорится и потеряет свой бизнес, – говорит Виталий, «колдуя» над заварочным чайником с пуэром.
Такой подход к клиентам привел к тому, что в его небольшом магазине, который вовсе не является кофейней, стали собираться за чашкой чая самые различные люди.
– Мы здесь обсуждаем, спорим, даже ругаемся на самые различные темы. Никаких специальных приемов я не использую, но срабатывает «сарафанное радио», и мой своеобразный «клуб по интересам» только увеличивается. Причем лишних людей здесь нет – подбирается все народ думающий, даже философствующий. Кстати, вот еще одно мое наблюдение в связи с этим: люди, внимательные к своим вкусовым ощущениям, обычно склонны к размышлениям. Мне же просто неинтересно продавать ту «бурду» в пакетиках, которую у нас обычно называют чаем, – рассказывает Виталий.
Он начал заниматься этим делом года три назад: несколько раз был за границей и, попробовав отборные сорта чая, понял, что в родном городе такого не найти. И действительно: потратив некоторое время на «изучение рынка», обнаружил, что в Ульяновске эта ниша почти не занята.
– Люди с удивлением открывают, что, помимо банального деления на «черный», «зеленый» или «красный» чаи, есть невероятное количество других сортов, каждый из которых обладает своим «тоном», звучанием. Но в то же время чай выступает только катализатором общения с моими покупателями, получение прибыли для меня не на первом плане. Хочется просто говорить и думать, – замечает мой собеседник, пока я пью чай.
Взгляд на мир
То, что с Виталием, едва познакомившись, можно не просто пообщаться, но и даже «расспориться», я испытал, что называется, на себе. Спрашиваю его: «Сколько человек у вас работает?». Он сначала непонимающе смотрит на меня, а потом уточняет: «Это вы про наемный труд? Я против этого!».
Выясняется, что он приемлет только «партнерские-отношения» в любом деле.
– Наемник всегда будет воровать – сколько ему ни плати. Настоящего качества в любой работе можно добиться только в том случае, если человек четко понимает: это и его собственность тоже. Поэтому в мелком бизнесе люди должны быть партнерами, в крупном – соакционерами.
По мнению моего собеседника, самые лучшие люди – это думающая молодежь.
– Многие из них по-настоящему свободны: их глаза не зашорены ни политикой, ни ностальгией по прошлому, ни ложным патриотизмом. Этому у них надо учиться. Вообще мой жизненный принцип – люби себя, делай себе хорошо, все остальное приложится. По крайней мере, это честно перед собой и другими!
– заявляет Виталий. Возражаю ему: говорю, что молодежь нельзя «обобщать» – среди них, как и среди остальных, есть совершенно различные люди. «Честность» же принципа любви исключительно к себе тоже можно поставить под сомнение…
В пылу спора незаметно выпиваем еще по чашке – и тема плавно меняется: говорим и о политике, и о науке, и о поэзии.
Захватив пакет с пуэром, прощаюсь с новым знакомцем и выхожу на воздух. Вроде бы ничего особого не случилось, но охватывает какое-то радостное чувство: вероятно, правы те, кто утверждает, что не важно, чем человек занимается, а главное то, как он это делает. Банальную торговлю можно превратить в привлекательное искусство.
Сергей Соболев