На заседании Правительства Ульяновской области 18 февраля 2013 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте распоряжения Правительства Ульяновской области «О Региональной стратегии действий в интересах детей на 2013–2017 годы»

Проект распоряжения Правительства Ульяновской области «О региональной стратегии действий в интересах детей Ульяновской области на 2013-2017 годы» подготовлен в целях создания необходимой атмосферы ответственности за судьбы детей, преодоления межведомственных барьеров при решении вопросов, затрагивающих интересы детей

Проект распоряжения содержит предложения по созданию дружественного к ребёнку здравоохранения в Ульяновской области, по обеспечению равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, по созданию дружественного к ребёнку правосудия и улучшению положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и предложения по созданию системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, по мерам обеспечения участия детей в реализации Стратегии действий в интересах детей Ульяновской области на 2013-2017 годы, по профилактике социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ульяновской области.

Проект распоряжения разработан отделом по семейной и демографической политике департамента по семейной и демографической политике и здоровому образу жизни Министерства труда и социального развития Ульяновской области.

2. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 28 Закона Ульяновской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области»

(Цель – приведение в соответствие со статьями 42, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»)

Закон Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией Ульяновской областью полномочий собственника в отношении собственности Ульяновской области, в том числе путем разделения полномочий органов государственной власти Ульяновской области по осуществлению полномочий собственника по управлению и распоряжению государственной собственностью Ульяновской области.

Законопроект подготовлен в целях регулирования некоторых вопросов в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области. В соответствии со статьёй 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьёй 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Определено, в частности, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Установлено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Аналогичная по смыслу норма содержится в статье 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относится, в частности, часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии со статьёй 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 БК РФ, в том числе за счёт части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в том числе из части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Учитывая изложенное, требуется привести в соответствие с требованиями федерального законодательства ныне действующую редакцию статьи 28 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 020-ЗО).

Проект закона регулирует вопрос отчисления в областной бюджет Ульяновской области неналоговых платежей в виде части прибыли унитарных предприятий, созданных Ульяновской областью, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

В настоящее время в собственности Ульяновской области находится социально значимое казённое предприятие – «Радищевский групповой водовод», обеспечивающее питьевой водой жителей 4 сельских районов. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов.

Исходя из изложенного, возможно сохранение установленного законом отчисления от части чистой прибыли предприятия в размере 5 процентов. Оставшуюся часть чистой прибыли планируется направить на формирование резервного фонда предприятия в размере 7%, а так же на приобретение внеоборотных активов; пополнение оборотных средств; внедрение инновационных технологий и освоение новой техники; осуществление мероприятий по охране труда и окружающей среды; обучение и повышение квалификации работников предприятия; рекламу продукции и услуг предприятия.

Принятые изменения в Закон Ульяновской области № 020-ЗО распространят своё действие на исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Ульяновской области, в бюджетной сфере, и областные государственные унитарные предприятия, в том числе казённые.

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменения в статью 28 Закона Ульяновской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» предварительно был размещён на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области, а также на сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Предложений или замечаний по проекту закона от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан не поступало.

Указанный проект закона также предварительно был направлен в аппарат Законодательного Собрания Ульяновской области для рассмотрения государственно-правовым отделом, Уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области, Общественную палату Ульяновской области, Счётную палату Ульяновской области, Прокуратуру Ульяновской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

3. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в статью 15 Закона Ульяновской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области»

(Цель – исключить необходимость указывать в Программе управления государственной собственностью Ульяновской области такой вид имущества, как жилые помещения, необходимые для формирования специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, и автомобильные дороги, что позволит сократить сроки исполнения Ульяновской областью своих полномочий)

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменений в статью 15 Закона Ульяновской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» подготовлен в целях регулирования некоторых вопросов в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» формирование специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области осуществляется уполномоченным в установленном порядке Правительством Ульяновской области органом исполнительной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области. Перечень специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области также указан в данном региональном законе.

Включение жилого помещения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного государственного органа Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П такой уполномоченный орган определён – Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

К тому же с 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ), наделивший органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), жилыми помещениями.

Подготовку необходимой нормативной правовой базы и в дальнейшем реализацию указанных полномочий будут осуществлять Министерство образования Ульяновской области (в части формирования списков нуждающихся детей) и Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (в части приобретения, обслуживания и предоставления жилья специализированного фонда).

На сегодняшний день Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области проектом постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» предлагается в течение 35 дней со дня подачи заявления в уполномоченный орган детьми-сиротами, предоставить указанным категориям жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Вместе с тем, пункт 4 статьи 15 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 № 020-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 020-ЗО) также требует включения в Программу управления государственной собственностью Ульяновской области недвижимого имущества, которое предполагается приобрести в государственную собственность Ульяновской области, в том числе и жилые помещения, необходимые для обеспечения детей-сирот.

Учитывая крайне ограниченные сроки обеспечения жильём детей-сирот, обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации приобретения такого жилья, значительное количество жилья, которое планируется приобрести в 2013 году – 480 жилых помещений, в 2014 году – 441 жилое помещение, в 2015 году – 419 жилых помещений, реализация Ульяновской областью полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями через Программу управления государственной собственностью Ульяновской области приведёт к нарушению или, в лучшем случае, к затягиванию процесса предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Жилые помещения для формирования специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области будут приобретаться уполномоченным органом способами, установленными гражданским законодательством, с учётом конкурсных процедур.

Учитывая, что специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области формируется уполномоченным органом для наиболее незащищённых слоёв населения и в сжатые сроки, предлагается из пункта 4 статьи 15 Закона Ульяновской области № 020-ЗО исключить необходимость указывать в Программе управления государственной собственностью Ульяновской области такой вид имущества, как жилые помещения, необходимые для формирования специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Статьёй 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) установлен особый порядок отнесения автомобильных дорог к тому или иному уровню публичной собственности – это указание автомобильных дорог в одном из перечней.

В качестве обстоятельства, свидетельствующего о нахождении автомобильных дорог в собственности субъекта Российской Федерации указанный федеральный закон определяет факт указания автомобильных дорог в одном из перечней:

перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

перечне автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Соответственно, включение автомобильных дорог в один из указанных перечней означает отнесение данных автомобильных дорог к собственности субъекта Российской Федерации.

Исключение автомобильных дорог из указанных выше перечней, которые утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации означает, что такие автомобильные дороги подлежат передаче в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами. Передача автомобильных дорог в федеральную собственность в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ означает необходимость включения данных автомобильных дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждённый соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для муниципальных образований такой обязанности, как утверждение органами местного самоуправления перечней автомобильных дорог, федеральный законодатель не требует (в данном случае действует остаточный принцип).

Таким образом, федеральным законом установлен особый порядок и указан орган субъекта Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти (на территории Ульяновской области – это Правительство Ульяновской области), определяющие одну из таких форм публичной собственности, как собственность субъекта Российской Федерации, и этот порядок не может быть изменён по воле какого-либо иного органа государственной власти. В этой связи предлагается исключить из пунктов 4 и 5 статьи 15 Закона Ульяновской области № 020-ЗО следующий вид имущества – автомобильные дороги.

Принятые изменения в Закон Ульяновской области № 020-ЗО распространят своё действие на исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Ульяновской области, в том числе и отдельные полномочия (по управлению специализированным жилым фондом, автомобильными дорогами), и позволят сократить сроки по исполнению Ульяновской областью полномочий по обеспечению граждан, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, а также по осуществлению политики в сфере автомобильных дорог.

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменений в статью 15 Закона Ульяновской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области» предварительно был размещён на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области, а также на сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Предложений или замечаний по проекту закона от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан не поступало.

Указанный проект закона также предварительно был направлен в аппарат Законодательного Собрания Ульяновской области для рассмотрения государственно-правовым отделом, Уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области, Общественную палату Ульяновской области, Счётную палату Ульяновской области, Прокуратуру Ульяновской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

4. О проекте закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях»

(Цель – необходимость одновременного принятия с внесённым в Законодательное Собрание Ульяновской области проектом закона Ульяновской области «О внесении изменений в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность в сфере благоустройства

Проект закона Ульяновской области «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях» подготовлен в связи с внесением в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях изменений в части установления административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства (статьи 81-84).

Целью законопроекта является наделение поселений Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса.

Необходимость наделения поселений указанным полномочием обусловлена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где утверждение правил благоустройства территорий поселений (городских округов) относится к полномочиям поселений (городских округов), а значит и контроль за соблюдением этих правил должны осуществлять органы местного самоуправления поселений и городских округов. На основании этого вносятся указанные изменения в статью 2 закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях».

Проектом закона предусматривается финансовое и материальное обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований переданного государственного полномочия, а также вносятся соответствующие изменения в методику расчёта нормативов для определения общего объёма субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений из областного бюджета Ульяновской области для осуществления указанного полномочия.

По расчётам согласно Методике на финансирование указанного полномочия потребуется 445 тысяч рублей.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области будет осуществляться в рамках средств, предусмотренных Законом Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов», выделяемых на осуществление переданного органам местного самоуправления государственного полномочия по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях, на 2013 год.

Таким образом, принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных финансовых средств из областного бюджета.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность принимаемых мер по обеспечению благоустройства муниципальных образований Ульяновской области.

Проект закона согласован с заинтересованными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований области. На проект получены положительные заключения Уполномоченного по противодействию коррупции Ульяновской области, Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, Счётной палаты, Общественной палаты Ульяновской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и прокуратуры Ульяновской области.

5. О проекте постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменения в Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области»

(Цель – наделение Департамента полномочиями Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности, в соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»)

Проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменения в Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области» подготовлен в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации на срок один год в целях жилищного строительства и полтора года в целях создания и размещения объектов, предусмотренных пунктом 7.1 части 1 настоящей статьи, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом решения полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых принято указанное решение межведомственного коллегиального органа.

В настоящее время решениями Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства (протоколы от 30 марта 2010 года № 15, от 30 сентября 2010 года № 20, от 28 сентября 2012 года № 40) органам государственной власти Ульяновской области передано осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению рядом земельных участков, находящимся в федеральной собственности, для целей строительства жилья.

Частью 2 статьи 6 Закона Ульяновской области от 9 июня 2005 года № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» установлено, что Правительство Ульяновской области распределяет функции между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, утверждает положения об исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и их территориальных органах, устанавливает предельную штатную численность и фонд оплаты труда их работников. Таким образом, Правительство Ульяновской области имеет право определять исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, уполномоченные осуществлять полномочия Российской Федерации, передаваемые для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьёй 13 Федерального закона № 161-ФЗ.

Однако до настоящего времени такой исполнительный орган государственной власти в Ульяновской области не определён.

В целях устранения данного пробела предлагается возложить указанное полномочие на Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменения в Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области» предварительно был размещён на сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Предложений или замечаний по проекту закона от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан не поступало.

Указанный проект закона также предварительно был направлен Уполномоченному по противодействию коррупции в Ульяновской области, Прокуратуру Ульяновской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА