Хороший пример действенности так называемой «системы электронной демократии» продемонстрировали недавно студенты и аспиранты нескольких московских вузов. Они выступили с обращением к российским пользователям Интернета поддержать идею с ратификацией 20-й статьи Конвенции ООН. Буквально за месяц обращение набрало необходимые сто тысяч голосов «за», и теперь оно находится на рассмотрении в Госдуме (в качестве законодательной инициативы «снизу»).
Суть 20-й статьи связана с введением уголовного наказания за незаконное обогащение публичного должностного лица, превышающее его законные доходы.
Проще говоря, если чиновник не сможет – цитируем – «разумным образом обосновать», почему, допустим, при официальной зарплате в 30-40 тысяч он живет в трехэтажном коттедже и на его банковских счетах «покоится» полмиллиона евро, – то, скорее всего, он «загремит» в тюрьму надолго.
Напомним, что в 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, правда, изъяв из нее упомянутую 20-ю статью. Одна из причин этого шага заключается в том, что данный пункт противоречит «презумпции невиновности» гражданина, закрепленной в 49-и статье российской Конституции.
По мнению авторов обращения, такое объяснение не выдерживает критики. Согласно определениям Конституционного суда РФ, выбор гражданином профессии является сугубо добровольным. Становясь госслужащим, гражданин автоматически соглашается соблюдать ограничения и не нарушать запреты, связанные с исполнением служебных обязанностей.
– Таким образом, запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица, – говорится в обращении.
Вступивший в силу с 1 января 2013 года закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» также не удовлетворяет авторов обращения.
– Процедуры, по которым расходы чиновников должны проверяться на их соответствие доходам, содержат в себе множество лазеек, позволяющих обойти закон, либо по крайней мере минимизировать его отрицательные последствия, опираясь на особенности российской правоприменительной практики. А значит, даже коррупционеры, нанесшие государству многомиллиардный ущерб, опять не понесут справедливого и заслуженного наказания, – уверены инициаторы.
Мы попросили прокомментировать возможную ратификацию 20-й статьи председателя ульяновского Совета по профилактике коррупции Анатолия Лапина.
– Идея вполне понятная и разумная: если человек соглашается на публичную должность, то нужно понимать, что это влечет за собой не только какие-то привилегии, но и большую ответственность. В то же время данную инициативу, если она перерастет в законопроект, необходимо детально обдумать: сразу вводить «уголовку» я бы поостерегся. Проверка того, откуда взялось то или иное имущество, должна быть объективной и тщательной: если полностью доказано, что оно нажито преступным путем, то, конечно, оправдано и соответствующее наказание, – отметил руководитель Совета.
Сергей Иванов