Александр СТРЕЛЬЦОВ
Председатель комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудин Хаутиев посетил село Калда Барышского района, чтобы определить статус культурного наследия для мечети конца XIX века. А сопровождавший его в этой поездке корреспондент «Народной газеты» с интересом узнал о более чем трехсотлетней истории крупного татарского села.
ЗАГАДКА НАЗВАНИЯ
Есть три объяснения названию Калда, и два из них связаны с крещением татар во времена Ивана Грозного. Вариант первый — название происходит от тюркского слова «Калдык» (остаток, часть большого селения или выселки), которым назвали поселение сбежавших после взятия Казани татар, не желавших креститься. Второй вариант — название села происходит от татарского слова «канны» («кровавое»), так как оно возникло на месте сражения с войском Ивана Грозного, который насильно крестил татар.
Третье объяснение отсылает нас совсем в ветхозаветные времена — в 922 году Волжскую Булгарию, в территорию которой входил нынешний Барышский район, посещал арабский дипломат Ахмад ибн Фадлан (он стал прообразом героя Антонио Бандераса из фильма «13-й воин»). В своей путеводной «Записке» он оставил упоминание о жившем в этих местах племени канглы… по мнению некоторых краеведов, с веками это слово могло трансформироваться и сохраниться в названии возникшего позднее татарского села.
Основано село было в конце XVII века, что делает связь его названия со взятием Казани более вероятной, чем отсылка к древнему племени. Видимо, тогда сюда действительно переселилась крупная группа татар, сохранившая верность исламу.
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КАМПАНИЯ
В 1913 году в Калде было 500 дворов, 2 707 жителей (для сравнения: в 1996 году, то есть спустя почти 100 лет, там жили лишь 1 810 человек), 5 мечетей, 3 медресе, 2 мельницы… Село было известно как центр изготовления цветных женских шалей (в соседнем селе — Старотимошкино — находилась крупная ткацкая фабрика выдающегося местного предпринимателя Хасана Акчурина).
После революции фабрика Акчурина была национализирована (сам фабрикант и меценат, бросив все имущество, бежал за границу), а сельчан согнали в колхозы и начали бороться с их религиозностью.
О том, каково в сталинские годы приходилось простым сельским священнослужителям, видно на примере двух разных судеб Абдурахмана Мустакимова и Юсуфа Альмяшева, которые были муллами в соседних селах, в Калде и в Старотимошкине соответственно.
С конца XIX века до закрытия храма Юсуф Альмяшев возглавлял вторую соборную мечеть в Старотимошкине. Одновременно Юсуф хазрат возглавлял медресе «Талия» при мечети и преподавал в нем. В 20-х гг. он, как и многие служители культа разных религиозных общин, стал объектом притеснений и преследований. В результате сильнейшего давления со стороны местных властей, опасаясь за жизнь своего сына, Юсуф отрекся от духовного сана. Вскоре после этого — вероятно, от всего пережитого — пожилой человек серьезно заболел и умер в 1933 году.
Безусловно, не менее сильное давление в те годы оказывалось и на муллу села Калда, однако Абдурахман Мустаки-мов от своего сана не отрекся. 25 декабря 1937 года в его дом пришли сотрудники НКВД, обыскали и «изъяли религиозную литературу». Арестованного Мустакимова обвинили в антисоветской агитации — он якобы угрожал сельским активистам расправой и предрекал наступление последних дней советской власти. Было еще два пункта обвинений — в эти месяцы колхозниками одной из бригад сельхозартели «Дерес юл» («Верный путь») были совершены прогулы, в чем работники НКВД увидели подстрекательскую деятельность муллы. Кроме того, в деле появился и внешнеполитический фактор: его обвинили в распространении слухов о грядущей войне с Японией (кстати, эти «слухи» подтвердились меньше чем через год, когда Советский Союз вступил в конфликт с Японией на озере Хасан).
Расправа осуществлялась стремительно. Муллу перевезли в тюрьму Сызрани, где уже через три дня, 29 декабря, состоялся суд «тройки» УНКВД по Куйбышевской области. Обвинение по ч.1 ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР (антисоветская агитация), приговор — расстрел. 17 февраля 1938 года приговор приведен в исполнение, место захоронения казненного неизвестно.
Ради сына отрекся от сана.
2 июня 1989 года Мустакимов Абдурахман полностью реабилитирован Указом Верховного Совета СССР.
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ
С 1930 года в мечети Калды располагалось зернохранилище, с 1960-го — клуб и кинотеатр. В 1991 году в ней снова начали проводить мусульманские обряды, а несколько лет назад отремонтировали на деньги местных жителей.
По словам председателя комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева, сейчас рассматривается вопрос о присвоении мечети села Калда статуса объекта культурного значения. Но для сельчан их мечеть и без официального статуса — памятник непростой истории Калды и стойкости веры его жителей.