За прошедшие двадцать лет мы наслушались немало заклинаний о необходимости развития «малого и среднего бизнеса». Параллельно происходила концентрация ресурсов, создание больших компаний и холдингов, утвердившихся в наиболее рентабельных отраслях. И если бы только речь шла о крупных производствах советской эпохи! Даже розничная торговля товарами повседневного спроса, книгамии, прессой, продуктами, лекарствами и т.д., — сегодня уже в руках очень небольшого количества крупных сетей. Хотя когда-то именно оттуда, «с ларька», начиналось победное шествие рынка по руинам плановой экономики. Сегодня ларек, даже там, где он еще сохранился как частное предприятие — не более чем ластмайл, конечный пункт выдачи потребителю того ассортимента, который есть в сетях. Сама логика организации экономики подталкивает к укрупнению, масштабированию хозяйственных структур. Контрагент — государство — слишком большой, и чтобы адекватно вести с ним дела, приходится становиться ему сомасштабным, даже ценой потери эффективности. Либо вымирать. Разделение властей «по вертикали», трехуровневая схема страна — регион — город, по идее должны задать должную сомасштабность. Малый бизнес вполне естественно находится в орбите МСУ, средний — на масштабе регионального руководства. Увы, на практике инструментов для политики развития в пределах собственной сферы что у региона, что у города практически нет. В силу того, что огромная часть обязательств и полномочий сброшена именно туда, «социальная» и «инфраструктурная» часть расходных бюджетов регионального и местного уровня всегда преобладает над «инвестиционной» — и по размерам, и по приоритетности. Не говоря уж о том, что для исполнения этих бюджетов собственных доходов что региона, что города почти всегда не хватает. И это автоматически подсаживает их на федеральные деньги, делает фактически всю страну одним большим «дотационным регионом». Доходную часть федерального бюджета формируют динозавры-мегакорпорации, а остальные, хотя и платят налоги (с жутким геморроем, сопровождающим этот процесс), значительной долей в национальном доходе похвастаться не могут. Как и физлица. Понятно, что и государство постепенно затачивается на работу главным образом со своими основными кормильцами, «дойными коровами», остальных же оставляя без внимания. Есть мифологема, что корнем проблемы является сама структура хозяйства: те отрасли, которые у нас наиболее развиты, предполагают наличие именно крупных форм собственности. Ну и, соответственно, все эти «модернизации-инновации» имеют задачей диверсифицировать экономику, т.е. развитие новых несырьевых отраслей автоматически приведет к появлению массы «средних и малых», которые для этих отраслей более эффективны. Но если у нас сами институты развития сконфигурированы для операций на крупном и сверхкрупном масштабе, если это крокодилы размером с Роснано и Инвестфонд, как они будут работать с пузатой мелочью? Они и будут работать с большими дядями. И в самом лучшем случае рядом с «газпромом» и «нефтьпромом» появится какой-нибудь «нанопром» — такой же монстр, только с другим телом бизнеса. Для малого бизнеса нужен не только сомасштабный ему «малый» банкинг, но и сомасштабная ему «малая» власть. Поэтому развитие малых и средних форм собственности на средства производства надо начинать с малых и средних форм власти — т.е. с уровня регионального и местного. Но сегодня для них задачи развития — третьестепенны после задач поддержания текущей жизнедеятельности, той самой инфраструктуры и социалки. Сбросить это с них не представляется возможным — просто некуда. Выход из этого тупика есть простой и логичный. Те огромные средства, которые сегодня тратят и регионы, и МСУ на инфраструктуру и социалку, сами по себе — гигантский рынок. И по-хорошему, создание сильного и дееспособного бизнеса малых форм можно начинать именно отсюда. Для этого — стимулировать максимальный вывод на «аутсорсинг» большинства задач, связанных с поддержанием текущей жизнедеятельности регионов и городов. Начиная от уборки улиц, текущего ремонта домов, благоустройства территорий — и заканчивая социальной помощью малоимущим, больным и т.д. Нужно избавиться от лужковщины, от заклинаний про «единство городского хозяйства», являющихся ширмой для размашистого распила в московском стиле. Красная тротуарная плитка, производимая в каждом первом губернском городе женой, племянником или двоюродным братом местного руководителя и устилающая сплошным ковром пшешходные территории, должна быть признана вредным анахронизмом. Сфера госрасходов из кормушки должна превратиться в полноценный рынок — с понятными правилами входа и наличием множества игроков. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
ага
сбросили всю ЖКХ и те же ЖЭУ на местный уровень – получили полную анархию и зашакливающее воровство. При общем финансовом пироге на страну в 4 триллиона рублей. Теперь с этими маленькими крокодилами никто на местах не может справиться, да и не особо, видимо, хочет – местные крокодилы уже завели своих чистильщиков и питают их. Теперь у всей страны прямо противоположная проблема: как вернуть управляемость системе ЖКХ и контроль над ней.
контроль
Тарифы в ЖКХ устанавливают регион и муницпалитетыПравила федералыук создают чиновники, расчеты контролируют расчетные центры, являющиеся собственностью муниципалитетовсубсидии и льготы оплачивает регионЧастного в сфере жкх практически нет, навязанные компании без активов с 0м балансом – это просто ведра для сбора денег опять же для чиновников и связанных с ними жуликов.
Все регулирование государственное, вот только в конце цепочки вдруг появляется частный карман.
!
То-то Дмитрий Козак на совещании по ЖКХ призывал вернуться к более жесткому госконтролю и регулированию системы ЖКХ, как в банковской деятельности, а Путин добавил еще и общественный контроль. Система ЖКХ мало контролируема. Отсюда и самодеятельность местных упркомпаний, и местных органов власти, и массовые случаи воровства и мошенничеств. И ведь всего-то сделали, как Чадаев хочет, – передали на местный уровень.
Ежову
Дим, за Чадаева спасибо, наконец-то и улпресса начала его ставить. Когда будете вытаскивать Навального, Мальгина, Албурова, Мистера Z и других достойных авторов?
Иваныч
Нифига себе сравнени. Честного Чаадаева и вора Навального и провокатором Мальгиным? Дмитрий, не вздумайте.
Согласен
Пусть лучше Пехтина публикуют. Самый честный депутат госдуры
УАЗ ПАТРИОТ
Алексей, статья интересная и предложения тоже, но есть вопросы:
1. Как вы объясните бабушке или дедушке что тендер на оказание ей услуг выиграла фирма которая временно не работает, уклоняется от исполнения или еще какие проблемы возникли. А деньги-то уже тю-тю. Такое в жизни бизнеса бывает и вам это известно,
2. Уборкой улиц и ремонтом домов по текущим вопросам занимаются управляющие компании и ТСЖ которые кстати и должны привлекать по принципу аутсорсинга малый бизнес. Если же госконтракты, то как все ремонтировалось по 185-ФЗ тоже известно, к сожалению малый бизнес справился не со всеми задачами которые перед ними ставились. Ответственности к сожалению не хватает, да и “имени”, которым будут дорожить, компании пока еще не имеют . Где взять надёжных?
3. При строительстве новых объектов КПД2 и т.д. для обустройства территорий как раз и привлекают малый бизнес, у управляющих компаний кстати эту прерогативу тоже никто не отнимает. Но что касается опять же госзаказов, то скорее всего также вопрос доверия, ответственных мало, рисковать нельзя. Завтра если какая-либо компания выигравшая тендер не справиться, что в прессе начнется? Опять все начнут кричать что все разворовали, распилили, караул! Как быть в такой ситуации?
Можно много писать на эту тему, но главное одно, малому и среднему бизнесу необходимо стать ответственным, наверняка таких много, но все же есть и обратная сторона медали. Власти научится им доверять.
малыш
так и будет. при режиме. голову надо резать и шею подпалить что бы новая не выросла