Письмо от Ассоциации общественных объединений поступило в адрес Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. В нем, в частности, говорится: «Уважаемый Сергей Иванович! В связи с кампанией, идущей в прессе по поводу «Пластовской премии», от имени Исполкома Международной конфедерации союзов художников выражаю поддержку Вашей позиции и Вашим действиям по данному вопросу, а также считаю необходимым заявить следующее.

Решение об учреждении Пластовской премии и постепенном увеличении ее премиального фонда нам представляется правильным и весьма своевременным. Важно также, что инициатива исходила от Вас, Губернатора Ульяновской области, что свидетельствует о понимании руководством этого региона истинной роли искусства в жизни человека, формировании его духовного мира.

Необходимо также отметить, что сами авторы скандальных публикаций довольно слабо ориентируются как в мировой и отечественной истории, так и в истории искусств, упрощая и вульгаризируя ее. Называя Аркадия Пластова «сталинистом» такие авторы, забывают или просто не знают, что на протяжении веков все художники работали на заказ. Среди них и Леонардо да Винчи, и Илья Репин и еще множество гениальных художников.

Аркадий Александрович Пластов – достойный продолжатель лучших традиций русского, российского реалистического искусства. Он велик тем, что создавал яркие образы, обращаясь к самому светлому в человеке, к тем качествам, которые не зависят от конъюнктуры, а являются основой его жизни и относятся к вечным ценностям. И тем, что, развивая свой талант художника, достиг невиданных высот живописного мастерства. Того самого мастерства, которое не может быть заменено никакими техническими новациями, если речь идет о сугубо художественных способах создания образов.

Инициативу с поездкой в Лондон с выставкой и презентацией премии мы одобряем. Критика на этот счет опять-таки отдает откровенным примитивизмом и ангажированностью. Дело в том, что в современной России до сих пор практически так и не сформировался цивилизованный арт-рынок. А в странах Западной Европы, где он складывался на протяжении долгого времени и в настоящее время стабилизировался в форме целого ряда аукционных домов, есть большой запрос на произведения русского и советского искусства, но нет действующих механизмов вывода на рынок достойных произведений. И действия руководства Ульяновской области в этом направлении – это безусловное свидетельство грамотности в этой сфере. Столь же дальновидными оказались и представители Аукционного дома Макдугалл (MacDougall’s), которые в прошлом году в рамках фестиваля «Пластовская осень» заключили договор о сотрудничестве с Ульяновской областью, поскольку хорошо знают, насколько востребованы произведения реалистической школы живописи на мировом арт-рынке.

Пластовская премия адресована не «аутсайдерам», как выразился кто-то из обличителей, и не эпигонам Аркадия Пластова. Она – вызов всем ныне живущим художникам, испытывающим искушение заменить кисть, карандаш, краски на иные способы выражения. И определенный и важный сигнал о том, что талант и мастерство художника, живописца по-прежнему востребованы и не зависят от модных веяний. Новации, порой самые экстравагантные, как возникают, так и исчезают, а искусство живописи, которое возникло в глубине времен и совершенствовалось на протяжении столетий, есть и надолго, навсегда останется духовной основой выражения личности художника. Давайте вспомним, что еще совсем недавно город Пермь провозглашался куратором Маратом Гельманом и пропагандистами актуального искусства чуть ли не мировой столицей новой культуры, и там было затрачено намного больше бюджетных средств. А проект в результате с треском провалился, оказался не поддержанным в первую очередь подавляющим большинством людей, живущих в Пермском крае. Возможно, конечно, что актуальное искусство, ориентированное на так называемой «креативный класс», пока недоступно массам. Но, скорее всего, ситуация гораздо проще – эти «новаторские» опусы, создаваемые выморочно, от ума, а не от сердца, уступают по силе художественного, образного воздействия лучшим произведениям реалистического искусства.

Поскольку Международная конфедерация союзов художников объединяет художников практически всего постсоветского пространства, для нас крайне важным оказалось то, что среди новых номинаций Пластовской премии оказалась в 2012 году и номинация «Достояние Содружества». Ее первым лауреатом стал выдающийся таджикский художник Сухроб Курбанов. Это он, чьи работы находятся в ведущих музейных собраниях мира, является аутсайдером? Или живописцы Алексей и Сергей Ткачевы, (лауреаты в номинации «Мастер»), или Таир Салахов (лауреат в номинации «Мировые имена»)? Или, спрошу я вас, господа «писатели», Президент Российской академии художеств Зураб Церетели (лауреат в номинации «За выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства»), который тут же, на церемонии награждения, поблагодарив организаторов за оказанную честь, передал свою премию одному из художественных колледжей Ульяновска. Утверждать, что Пластовская премия предназначена для аутсайдеров, это, по меньшей мере, значит жить в каком-то выдуманном мире.

И, наконец, важно подчеркнуть, что стратегический курс на повышение внимания к собственной истории, к выдающимся землякам этого приволжского края, этот курс как нельзя лучше стимулирует и развитие туризма в Ульяновской области, способствуя тем самым и развитию экономики. Симбирск и его окрестности славен не только Аркадием Пластовым, но и Иваном Гончаровым, Николаем Карамзиным и многими другими знаменитыми людьми, родившимися или жившими в этих краях.

От имени союзов художников стран СНГ, с уважением, Председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников М.М. Фаткулин».