Сегодня в 17.00 смотрите в прямом эфире Улпрессы программу «Гражданская активность: ее формы и реальные возможности». В разговоре примут участие Дмитрий Ежов, Денис Костылев и Александр Яшин.
Идея этой передачи возникла после появления открытого письма, опубликованного активистами УРОО «Городская среда» по итогам состоявшегося в понедельник заседания коллегии регионального Министерства культуры. Общественная организация выразила свое недовольство проводимой в регионе культурной политикой и предложила свою концепцию развития культуры в Ульяновской области. Ниже мы приводим текст открытого письма. Предлагаем читателям ознакомиться с ним и выразить свою позицию по поднимаемым гражданскими активистами вопросам.
“Идея написания этого материала возникла у нас после сегодняшней коллегии министерства культуры. Мы в очередной раз убедились в том, что региональная политика, в том числе и в сфере культуры, не имеет актуального вектора развития. Более того, не отвечает тем требованиям, которые декларативно заявляются как основные задачи развития региона.
Это:
— формирование адекватных условий для саморазвития и развития молодежи в пространстве региона;
— развитие гражданского общества и местного самоуправления;
— формирование ценностной модели креативного региона;
— актуализация идентичности региона как фактора консолидации гражданского общества и власти;
— развитие конкурентоспособности региона;
— привлечение и сохранение человеческого потенциала.
По нашему мнению, все эти задачи не имеют шанса быть реализованными адекватным образом с достижением обозначенных целевых показателей.
Причины этого:
— отсутствие синергетических горизонтальных связей между органами власти и местного самоуправления;
— отсутствие реальных механизмов эффективного взаимодействия с гражданским обществом;
— неспособность государственной культуры при существующем подходе выступать локомотивом развития области;
— отсутствие комплексного понимания актуальных требований, выдвигаемых обществом;
— непрозрачные, непроработанные и неэффективные механизмы финансирования процессов развития региона;
— отсутствие реальных индикаторов вовлеченности населения в культурную политику;
— инерция понимания культуры не как благоприятной среды развития, а как индустрии;
— отсутствие идеологии культурной политики;
— непонимание роли неофициальной массовой культуры в формировании положительного образа области;
— отсутствие механизмов обратной связи общества и местных властей в части формирования городской среды, адекватной трендам развития общественных институтов.
Современный мир изменчив и динамичен. В этих условиях конкурентное преимущество получают те регионы, где в наиболее полной мере воплощается в жизнь принцип реального общественного самоуправления при поддержки власти. Только с помощью такого механизма в современном глобальном мире становится возможным соответствовать выдвигаемым обществом требованиям. Таким образом создается благоприятная среда обитания, которая начинает работать на регион, повышая его конкурентоспособность в современных условиях.
Мы понимаем, что этот тренд упускается. Помимо того, что регион теряет свой шанс создания весомых конкурентных преимуществ для привлечения внешних ресурсов, это создаёт и вполне конкретные угрозы.
Это:
— формирование параллельных власти структур, реализующих аналогичные задачи со значительно большей эффективностью, чем официальные институты, что обнуляет легитимность власти;
— отток населения из региона ввиду того, что люди не в состоянии реализовать в регионе свои требования и амбиции;
— снижение инвестиционной привлекательности региона;
— увеличение оппозиционных настроений в обществе;
— неэффективное расходование бюджетных средств через существующие механизмы;
— невозможность преодоления отсталости региона;
— нивелирование ценности проводимых в регионе общероссийских культурных событий и проектов.
Сегодня многие прогрессивные регионы России понимают, что только через гибкую систему горизонтальных и вертикальных связей, координируемых властью, можно добиться устойчивого развития. Подобный подход способствует повышению конкурентоспособности регионов. В настоящее время реализация соответствующих мер началась, например, в Перми, Воронеже, Калуге, Белгороде и т.д. Ульяновск, несмотря на декларацию большого культурного потенциала, увы, в реальности остаётся вне этого тренда.
В основу современной комплексной региональной политики ставятся:
— развитие городской среды не только как совокупности элементов инфраструктуры, а как общего пространства;
— формирование адекватной региональной идентичности на основе синергии усилий культурных институтов, власти и общества;
— вывод культуры “на улицы”, понимание граждан не как потребителей культуры, а как непосредственных участников процессов формирования культурной среды;
— вовлечение неформатной культуры в общие культурные процессы;
— развитие институтов простой и быстрой связи между властными институтами и гражданским обществом.
Мы видим, что подобная политика в Ульяновской области не проводится. Соответствующие времени проекты реализуются почти исключительно силами энтузиастов без адекватной поддержки и понимания со стороны власти. Немногие исключения в виде реализованных проектов на основе частно-государственного партнерства требуют от организаторов сверхусилий и не систематизированы.
Нет понимания и с точки зрения важности общего городского пространства, что в полной мере подтвердили истории с городскими парками и с “зеленым забором”. Общество уже созрело для того, что воспринимать город как своё общее пространство и влиять на него, но адекватной обратной связи со стороны власти получено не было.
Ввиду всего вышеизложенного мы требуем:
— определения развития городской среды как первоочередной задачи властной политики;
— создания прозрачных механизмов грантового финансирования культурных и молодежных проектов;
— понимания культуры не только как индустрии, но и как среды;
— налаживания реально эффективных механизмов обратной связи;
— создания условий для вовлечения низовых инициатив в культурную сферу региона;
— развития общего городского пространства как места для социальных взаимодействий;
— создания независимого экспертного сообщества по оценке культурных проектов;
— условий для создания и поддержки реальных культурных кластеров, формируемых низовыми активностями;
— вовлечения в формирование культурной и инфраструктурной политики региона”.

На 25.02.2013 в УРОО “Городская среда” входят:
— 57 физических лиц, включая и группы активистов;
— студия звкозаписи “Loftsound”;
— промо-группа “Orange Team”;
— художественный фонд “Арт Волга”;
— клуб велосипедистов “Simbike”;
— общественное движение “Велосипедный Ульяновск”;
— региональное отделение российской федерации йоги по Ульяновской области;
— региональное отделение общественной экологической организации “ЭКА”;
— информационное агентство “Ульяновск-город новостей”
— федерация сноубординга Ульяновска.

А в 18.00 смотрите очередной выпуск авторской программы Александра Кругликова. В студию приглашены депутат Государственной Думы РФ Юрий Синельщиков и депутат Законодательного собрания Ульяновской области Вячеслав Алексейчик. Речь пойдет об итогах прошедшего в Москве 23-24 февраля Всероссийского съезда КПРФ.