Что представляют из себя промышленные зоны Ульяновской области? Как и кем осуществляется их застройка? Кто из инвесторов придет в регион в ближайшее время? Чем Ульяновск привлекает потенциальных инвесторов, а чего нам пока недостает? Об этом «Улпресса» беседовала с исполнительным директором ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергеем Васиным.
В 2007 году Правительством Ульяновской области была начата реализация проекта по созданию промышленных зон на окраинах Ульяновска и в районах области. Что уже сделано и что предстоит?
Действительно, в 2007 году была принята областная целевая программа по созданию промышленных зон, фактические работы начались в 2008-м. На данный момент создана и уже активно работает одна промзона – «Заволжье», расположенная на стыке города Ульяновска и Чердаклинского района. Это территория, которая генпланом была предусмотрена под промышленную застройку. К ней подведена необходимая инфраструктура, как транспортная, так и инженерная. Место для промышленной застройки выбрано не случайно – с одной стороны, это не так далеко от Нового города, поэтому рабочим удобно добираться на предприятия, с другой стороны – промышленные объекты расположены так, чтобы не причинять неудобств жителям спальных районов Ульяновска. Сама промзона спланирована и разделена на кварталы таким образом, чтобы промышленные производства находились на максимальном удалении от пищевых.
В Ульяновской области формируются и другие промзоны – в районе Карлинского и Новоульяновска (уже есть планы по их застройке), а также в Инзенском, Новоспасском и Сенгилеевском районах (там промзоны пока только запланированы и находятся на стадии поиска инвесторов).
Какие крупные инвесторы построили в заволжской промзоне свои предприятия? Насколько успешными оказались эти проекты с точки зрения региональной экономики?
Первые предприятия, построенные в промзоне «Заволжье» – пивоваренный завод «Сабмиллер» (ныне «Эфес») и фабрика по производству кормов для животных «Марс». Предприятия второй очереди – известная мировая компания по производству автокомпонентов «Таката Рус» (в Ульяновске уже производятся рулевые колеса, подушки безопасности, ремни безопасности), датская фирма по производству красок «Хемпель» (строительство начнется этой весной), «Наноцентр» – совместный проект «Роснано» и «Корпорации развития Ульяновской области» (будет введен в эксплуатацию уже этим летом). Что касается экономических результатов, то, например, «Марс» и «Сабмиллер» за неполный 2009 и за 2010 годы принесли в казну 1,2 миллиарда рублей налогов (это при том, что размер всех федеральных и региональных вложений в инфраструктуру первой и второй очереди промзоны составил 656 миллионов рублей). Кроме того, новые промышленные производства дают жителям Ульяновской области множество высокооплачиваемых рабочих мест.
Какие компании планируют строительство в ближайшей перспективе? Что они дадут региону?
В ближайшей перспективе – строительство в заволжской промзоне завода немецкой фирмы тяжелых станков «Гильдемайстер», завода автокомпонентов «Шэффлер», завода пластиковой тары «Джокей Пластик», стекольного завода «Пилкингтон Гласс», завода по производству стеновых панелей с элементами нанотехнологий «Филко-Волга», мебельной фабрики «Кучина», а также молочного завода «Молвест». Еще две компании, с которыми ведутся переговоры, мы пока держим в секрете, но полагаю, что скоро (в апреле) сможем назвать и их. Эти предприятия дадут новые рабочие места, новые технологии, по окончании льготного периода – налоги, с приходом некоторых из них увеличится глубина переработки ресурсов региона и большая добавленная стоимость останется в нашей области.
Насколько проекты застройки промышленных зон удовлетворяют современным нормам? Кем утверждаются проекты застройки и кто контролирует их должную реализацию?
Проект планировки зоны разрабатывался совместно международной компанией и нашей ульяновской, он соответствует всем требованиям российского градостроительного законодательства. Мы предъявляем высокие требования и к внешнему виду строящихся заводов. В частности, «Гильдемайстер», который фасадом будет выходить на Димитровградское шоссе, представил очень интересный с точки зрения архитектуры проект, также с дороги будут видны солнечные батареи (эта компания активно осваивает альтернативные источники энергии – к примеру, на ульяновском заводе около 50% электричества планируют использовать от энергии солнца и ветра). Контроль над должной реализацией, помимо комитета архитектуры и градостроительства, будет осуществлять и Корпорация развития. Наш опыт показывает, что как правило, с зарубежными компаниями проблем при реализации утвержденных проектов обычно не возникает – в отличие от некоторых российских инвесторов они строят именно то, на что получили разрешение.
Не секрет, что для потенциальных зарубежных инвесторов очень важно, чтобы регион, в котором они размещают свое производство, располагал необходимой инфраструктурой. Какая инфраструктура необходима нашему городу и области для повышения инвестиционной привлекательности (дороги, аэропорты, рестораны, гостиницы, конференц-площади, транспорт…)? Достаточно ли того, что уже есть?
Разумеется, все эти элементы социальной и бизнес инфраструктуры влияют на инвестиционную привлекательность регионов.
Когда иностранные инвесторы впервые видят российские дороги, они бывают шокированы, но тут Ульяновская область ни в лучшую, ни в худшую сторону от большинства других регионов России отличается не сильно.
Большое значение имеет и так называемая транспортная доступность региона – наличие сети внутренних и международных рейсов и состояние аэропортов, вокзалов. До недавнего времени в Ульяновск из Москвы летал один самолёт в день, сейчас уже три-четыре рейса в день. Инвесторам очень не хватает прямых авиарейсов в Европу, потому что летать через Москву неудобно и долго. Так что я за открытие авиасообщения с Европой, пусть даже на первых порах его придется дотировать из бюджета. Не сказать, что с транспортной доступностью у нас теперь все отлично, но все же лучше, чем было 3-4 года назад.
Немаловажно наличие качественных гостиниц. Те, которые достались нам в наследство от советского времени, обладают большим номерным фондом, но на сегодняшний день морально устарели и не соответствуют запросам потенциальных инвесторов. Во время крупных форумов чуть ли не на турбазах приходится гостей селить. Поэтому мы с нетерпением ждем открытия гостиницы «Хилтон», хотя и она, конечно, полностью не закроет потребности. Если будет реализован проект строительства гостиницы «Marriott» на улице Минаева, то мы уже сможем констатировать заметное улучшение ситуации. Ну и в идеале, хотелось бы еще в Заволжье увидеть гостиницу современного уровня. Ощущается серьезная нехватка конференц-площадей, в связи с чем деловые мероприятия с инвесторами приходится проводить на базе административных и культурных учреждений. И здесь ситуацию также могли бы исправить новые гостиницы, в которых наличие конференц-залов предусмотрено проектами. Относительно неплохо развивается в Ульяновске инфраструктура досуга – рестораны, фитнес-центры.
Большая, на мой взгляд, проблема, не столько для самих инвесторов, сколько для их работников и туристов – общественный транспорт. Нет единой системы общественного транспорта, единых проездных, основным перевозчиком остаются сомнительные с точки зрения безопасности «маршрутки». На дорогах должен быть приоритет городского электротранспорта, а у нас трамвай, так же, как и колесный транспорт, стоит в пробках. Должна быть программа развития транспортной системы города, предусматривающая развитие, как общественного транспорта, так и улично-дорожной сети, организации движения транспорта в городе, организации мест для парковок. Транспортную проблему, безусловно, нужно решать.
На Ваш взгляд, современный архитектурный облик центра Ульяновска благоприятствует формированию инвестиционной привлекательности? Положительные и отрицательные черты. Что необходимо поменять?
То, что в Ульяновске сохранились здания дореволюционной постройки, сохранился целый квартал старого деревянного Симбирска – наш несомненный плюс. А вот новые здания иногда разочаровывают, их архитектура, этажность должны вписываться в существующую застройку. Никаких высоток в историческом центре Ульяновска быть не должно, они разрушают сложившуюся архитектурную среду. Застройщики, по понятным причинам, стремятся извлечь максимум выгоды из имеющейся площади и начинают строить высотки. В результате, в долгосрочной перспективе, проигрывают все – и жители города и сам бизнес, страдает архитектурный облик, обостряется проблема нехватки парковочных мест и так далее. В конечном итоге снижается привлекательность этих построенных площадей. Но в целом Ульяновск не проигрывает в архитектурном споре за инвесторов у регионов-конкурентов.
Завод компании МАРС по производству кормов для животных
Пивоваренный завод Эфес РУС
Проект завода с демонстрационным залом компании Гильдемайстер
Промышленная зона Заволжье_сети_дороги
Электроподстанция на промзоне Заволжье