Ученики ездят в холодных школьных автобусах, а директора сельских школ не хотят эти автобусы «обслуживать». К тому же найти водителя на эту технику в селах проблематично. Это только часть проблем, с которыми столкнулась программа «Школьный автобус» в Ульяновской области. «МГ» попыталась разобраться в сложившейся ситуации.

ЭКОНОМЯТ НА БЕНЗИНЕ
Почти десять лет назад в рамках национального проекта «Образование» появилась программа «Школьный автобус». Суть проста: все общеобразовательные учреждения сельской местности должны получить школьные автобусы для перевозки учеников. Сейчас в Ульяновской области на школьных маршрутах работают почти 270 автобусов, которые подвозят к школам более 6,5 тыс. учеников. В прошлом году область приобрела 54 автобуса марок «ПАЗ» и «ГАЗель» для всех сельских муниципальных образований области. Закупка школьных автобусов продолжится и в этом году. Но все ли так благополучно?
– Всю эту зиму наши дети ездили в школу в холодном автобусе, – сообщила «МГ» Тамара Корнева, жительница Павловского района. – В школе нет гаража, поэтому всю ночь и весь день автобус стоит во дворе, на морозе. А потом в него садятся дети. Водитель не успевает обогреть салон. Экономит бензин. Ему на поездку выделяется слишком мало топлива.
Это типичная ситуация практически для всех школ региона. На наш взгляд, областному правительству пора пересмотреть лимиты на бензин для школьных автобусов и учесть, что топливо необходимо в том числе и для обогрева салона. Иначе дети так и будут простужаться в промерзших машинах лишь потому, что водители вынуждены экономить бензин.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Ещё одну проблему подняла наша читательница из поселка Новосемейкино (Самарская область) Ольга Добролюбова, которая столкнулась с проблемой школьных перевозок именно в нашей области. Она написала в письме, что остановки, где дети садятся в школьный автобус, не обустроены. Нет специальных павильонов, отсутствуют дорожные знаки «Осторожно: дети!» Да и школьные автобусы зачастую останавливаются почему-то на трассе, за селом.
«А дети встают рано, когда еще темно. Зимой поздно светает. На остановках нет освещения. Грязь. Полно бездомных собак. Холодный ветер, дождь. Ребенок в ожидании автобуса должен либо мерзнуть на холоде, либо стоять под проливным дождем», – пишет Ольга Добролюбова.
Местные жители, по словам автора письма, не раз обращались к властям, но, как говорится, воз и ныне там. Правда, в региональном Минобразования предлагали поставить на школьные автобусы «мигалки» – чтобы в темноте по утрам они были заметнее. Но инициатива не прижилась.

КТО ПОЙДЕТ НА 4 ТЫСЯЧИ?

Буксует на месте и другой важный вопрос. За школьные автобусы отвечают директора сельских школ. Но у них нет ни базы, ни специалистов, ни оборудования для технического обслуживания техники. Помимо прочего, на директоров повесили организацию предрейсового осмотра водителей. Но некоторые руководители формально подходят к этому.
Недавно прокуратура установила, что директор волостниковской средней школы (Старомайнский район) разрешал перевозить детей на школьном автобусе без предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителя.
Чтобы решить проблему, специалисты предлагают закрепить все школьные автобусы за районными ПАТП или создать специализированную организацию, которая займется их обслуживанием.
Кроме того, транспорт, перевозящий школьников, должен быть технически исправным и соответствовать ГОСТу. Согласно этим правилам, безукоризненно должны работать-фиксаторы ремня безопасности. О том, как всё происходит на самом деле, корреспонденту «МГ» рассказала Тамара Воробьева, жительница Барышского района, чей ребёнок тоже ездит в школу на специальном автобусе. Женщина лично проверяла в одном из таких автобусов ремни. Дергала их раз за разом, а фиксаторы не срабатывали.
– Такое ощущение, что школьный автопарк оснащен бесполезными ремнями безопасности, – сетует Тамара Воробьёва.
Проблематично в сельских районах найти и хорошего «школьного» водителя. Во-первых, он должен иметь определенный стаж работы. Во-вторых, и самое главное, не слыть пьяницей. Но кто захочет работать за 4-5 тыс. руб. в месяц, когда коллеги в других организациях получают в разы больше. А ответственности у школьного шофера, как говорится, на миллион.

НАРУШЕНИЙ ПОЛНО
Прокуратура не раз выявляла нарушения, связанные с перевозкой детей на школьных автобусах. В свое время в Новомалыклинском районе не были разработаны схемы маршрутов движения таких автобусов. В Николаевском районе брали на работу водителей, имеющих стаж менее трёх лет. В Шиковской школе Павловского района лишь после возбуждения дела об административном правонарушении перестали выпускать в рейс школьный автобус, не прошедший техосмотр. Плюс к тому, по данным прокурорских проверок, никто не занимается переподготовкой водительских кадров.
…Проблем много. И мы, конечно, не питаем иллюзий, что все их можно разрешить за пару недель. Но то, что в организации школьных автобусов необходимо срочно наводить порядок, думаем, ни у кого сомнения не вызывает. От этих решений зависит безопасность и здоровье наших детей.
Арсений КОРОЛЕВ