Комитет по управлению городским имуществом объявил тендер на оформление документации на землю под многоквартирными домами. На этот раз будет оформлено 100 участков под домами и прилегающие территории в правобережье Ульяновска. Напомним, что ответственность за содержание прилегающей территории лежит на собственниках жилья. На практике это означает, что за содержание территории в ряде случаев вероятно придётся платить больше.

Новые правила благоустройства Ульяновска, которые до сих пор так и не приняты, хотя это планировалось сделать ещё в ноябре прошлого года, предусматривают относительно точную трактовку понятия “придомовая территория”.

Согласно этому документу, придомовая территория – это территория, внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, строения) и (или) отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, строение) и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения. Придомовая территория жилых домов (зданий и строений) включает в себя: территорию под жилым домом (зданием, строением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения).

В действующих Правилах благоустройства Ульяновска точной расшифровки понятия “придомовая территория” нет. Обязанность поддерживать благоустройство прописана для так называемых “прилегающих территорий”, границы которых прописаны достаточно четко, но не отнесены напрямую к многоквартирным домам. В тех случаях, когда документы на земельный участок под домом не оформлены, четкие границы “зоны ответственности” определить достаточно сложно – механизм на городском уровне попросту нигде не прописан.

Новые Правила четко формулируют понятие “придомовая территория” как зону ответственности (собственность) коллективного собственника, и при наличии документов на участок – четкие границы “зоны ответственности”. Если же документов на участок нет, то нет и фактического права собственности на придомовую территорию. На практике это исключает какую-либо серьёзную ответственность за нарушение Правил благоустройства, чем и пользуются некоторые управляющие организации.

Один из самых популярных способов избежать затрат – понимать под “придомовой территорией” лишь узкую полоску около дома. Зимой, при наличии большого количества жалоб, иногда и тротуар (часть “прилегающей территории”). Если документы на землю не оформлены, а границы участков не определены, то это вполне может сходить с рук.

Судебная практика показывает, что при спорах о уборке и благоустройстве “придомовой территории” суд руководствуется Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…”. Если право коллективной собственности на “придомовую территорию” не оформлено, то и общим имуществом с точки зрения суда оно не является. Согласно Правилам, к общему имуществу относится лишь “земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства”.

Получается, что управляющей организации фактически ничего за нарушение городских Правил благоустройства не грозит если уборка худо-бедно осуществляется в пределах “прилегающей территории”, границы которой определены Правилами.

Тут возникает вилка возможностей. С одной стороны, управляющая организация может собирать деньги на содержание всей придомовой территории, а реально заниматься лишь прилегающей, а с другой – экономить деньги жильцов, минимизируя тариф на содержание общей территории.

Постановка участков на кадастровый учет это вилку возможностей пресекает. Оформленная придомовая территория полностью попадает под действие 491 Постановления Правительства. А это означает, что появляются реальные механизмы воздействия, в том числе и судебные. Следовательно, заниматься придомовой территорией тем управляющим организациям, которые этим в значительной мере пренебрегали, придется тщательней. Особенно после принятия новых Правил благоустройства, где на собственников возлагается целый ряд новых и уточненных обязанностей по благоустройству.

Вполне вероятно, что это может привести к росту тарифов со стороны управляющих организаций. С другой же стороны жители в полной мере “вступают в правовое поле” и получают реальный механизм воздействия на управляющую организацию, а также все права, которые полагаются коллективному собственнику вплоть до права сдавать некоторые участки придомовой территории в аренду.