Представьте себе такую ситуацию: вы возвращаетесь вечером домой; а рабочий день был насыщенный; с чувством утомления, но в то же время с легким ощущением спокойствия и предчувствия домашнего уюта вы беретесь за ручку подъездной двери и… И, открыв ее, с непонятным холодом, бегущим вдоль всего позвоночника, не решаетесь идти дальше. С возрастающим ужасом вы замечаете, как из темноты лестничной клетки на вас
уставились несколько пар маленьких злых глаз. Странный писк доносится из подвала, откуда-то снизу, из-за стены — отовсюду. Задыхаясь, вы спешите к лифту, а там вас встречает тяжелый запах чего-то полуживого, и писк все не смолкает…
Зачем я попросил вас вообразить эту картину, напоминающую эпизод из третьесортного фильма ужасов? Дело в том, что именно так (без малейшего преувеличения) вот уже несколько лет подряд возвращаются в свои подъезды жители дома №30а по улице Октябрьской.
— На первом этаже у нас творится просто кошмар: огромные крысы бегают даже среди бела дня. Моей соседке одна из них запрыгнула прямо на плечо. Мне страшно отпускать ребенка одного, потому что я знаю, что он вынужден будет проходить здесь — рядом с мусоропроводом, — рассказывает Надежда Мамонова, жительница упомянутого дома.
Именно мусоропровод, точнее, его совершенно антисанитарное состояние, является одной из главных причин размножившихся серых «лазутчиков». Стоило мне вместе с жителями распахнуть дверь того помещения, где должен был бы находиться контейнер для приема мусора, как тут же объедки и бумажки начали взлетать вверх, будто от небольших взрывов: их поднимали полчища крыс, разбегавшихся по «сотам» (так мои собеседники именовали их норы — настолько часто и равномерно они расположены в стене, примыкающей к подвалу).
— Почему же у вас вместо контейнера под мусоропроводом — настоящая свалка? — совершенно изумленный, спрашиваю я моих «гидов».
— А мы и не знаем: наша управляющая компания «Засвияжье-1» как-то справляется тут! — отвечают собственники.
— Но почему же вы не организуете общее собрание, не примете какое-то решение насчет крыс и состояния мусоропровода?!
— Да было какое-то собрание летом у нас, выбрали старшего по дому и по подъездам, а что толку-то? — отвечает еще одна наша собеседница — Галина Камешкова.
Она же рассказала о том, что недавно в их подъезде сломался лифт. Пришедшие рабочие сообщили, что в трос лифта замоталась крыса — поэтому он перестал работать.
— У нас те, кто живет на первом этаже, вынуждены были вместо линолеума класть на пол металлические листы, потому что крысы проедали и дерево, и бетон — и проникали в квартиры, — продолжают свое кошмарное повествование жители.
— Ты крыс-то не боишься? — спрашиваю я мальчишку, который стоит поодаль и внимательно слушает разговоры взрослых.
— А что ему бояться — он уж привык! — спокойно отвечает за него Камешкова.
В этот момент раздается пронзительный писк, который затем несколько раз повторяется.
— Вот вы бы к нам вечером пришли — знаете, какой они тогда концерт устраивают: мы бы друг друга не услышали! А вот апрель настанет — так пойдут маленькие крысятки, — сообщают мне жители.
Кстати, летом сидящие на скамейках бабушки не раз отгоняли от себя крыс, спокойно шмыгающих у них между ног.
Эта дикая, почти средневековая ситуация продолжается уже около трех лет. Надо ли говорить, какую опасность для жизни и здоровья людей представляет такое соседство?
— А эти «морилки», ну, женщины, которые приходили к нам как-то травить крыс, так они сами их боятся до полусмерти! Кинут мор в подвальное окошко — и все на этом. Крысы на такие «меры» вообще не реагируют! — говорит еще одна жительница — Галина.
Кстати, по словам собственников, специалисты по дератизации их дом, мягко говоря, не жалуют: мало кто помнит, когда они были на Октябрьской в последний раз.
Конечно, можно вполне справедливо задаться вопросом (как я это и сделал выше): почему сами жители довели до такого состояния свой дом? Почему не примут решение на общем собрании о дополнительном финансировании строчки «дератизация и дезинсекция» в платежной квитанции (любопытно, что никто из моих собеседников вообще не смог вспомнить, платят ли они вообще за этот пункт)?
Но есть и другая «правда».
— Я работаю с утра до вечера, плачу исправно за «коммуналку» и за «содержание и ремонт». Почему у меня еще должна болеть голова о том, чтобы управляющая компания нормально выполняла свои функции — и по вывозу мусора, и по дератизации? Разве это не входит в их обязанности? — так считает Галина Камешкова. Так же, вероятно, думают и остальные жильцы злополучного дома.
Как бы там ни было, данная проблема должна начать решаться — и чем скорее, тем лучше. Я «гостил» в 30-м доме не более часа, но этого было достаточно, чтобы на всю жизнь запомнить, чем пахнет страшная смесь, которая образуется от гниющих отходов и «крысятника» в подвале. Жители же, напоминаю, вынуждены возвращаться в свои квартиры каждодневно.
Евгений Нувитов
Видеорепортаж о доме с крысами смотрите в блоге: http://upravdom-73.livejournal.com.