Германия является одним из основных экономических партнёров Ульяновской области. Только за прошедший год были подписаны два крупных инвестиционных соглашения с компаниями «Джокей Пластик» и «Шеффлер». В феврале 2013 года в Берлине открылось представительство Ульяновской области. В числе главных направлений работы – налаживание контактов с немецким бизнесом и привлечение инвесторов в регион.

О сотрудничестве Ульяновской области и Германии, об экономическом эффекте от проводимой в регионе инвестиционной политики, а также о приоритетных направлениях работы ульяновских властей в области привлечения инвестиций мы поговорили с министром стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александром Смекалиным.

– Александр Александрович, Германия является одним из основных экономических партнёров Ульяновской области. Как вы считаете, чем с экономической точки зрения Ульяновск привлекает Германию?

– Германию можно назвать не одним из, а самым активным и давним партнёром нашего региона. Первые совместные инвестиционные проекты начали реализовываться ещё в начале 90-х годов. Один из самых ярких примеров – совместное российско-германское предприятие «Вис-Мос». С 2005 года начался «инвестиционный бум»: в регион пришли «МЕТРО», «Кварцверке», «Хенкель», «Фрезениус» и другие. Всего более 15 крупных компаний – от стройматериалов до медицины. Германия – одна из первых европейских стран, которая оценила возможности российского рынка и России как партнёра и начала активно инвестировать в Россию, не испугавшись рейтингов, слухов, скандалов. Период активности Германии совпал с периодом позиционирования Ульяновска как региона, благоприятного для ведения бизнеса. Эти два потока наложились друг на друга, и нам удалось положительно проявить себя. Когда в Ульяновской области было реализовано несколько проектов, иностранным компаниям стало проще входить в регион, тем более, учитывая удачное географическое положение региона. Ульяновск стал базовой площадкой для развития немецких компаний в Российской Федерации. Само собой не стоит недооценивать и ту работу по формированию благоприятного инвестиционного климата, которую мы уже тогда начали проводить.

– В последние десять лет темпы экономического роста в Германии были самыми низкими среди стран Евросоюза. В 2011 году статистика вообще зафиксировала нулевой. Как вы считаете, почему, несмотря на это, немецкая сторона активно инвестирует капитал за рубеж, в частности, в проекты, реализуемые на территории нашего региона?

– Во-первых, несмотря на низкие темпы роста, немецкая экономика остаётся самой крупной экономикой в Европе, на базе которой держится вся еврозона. Во-вторых, даже незначительный рост экономики Германии – это гораздо больше, чем значительный рост экономики Греции или, например, Португалии. В-третьих, именно потому, что там потенциал для роста не столь велик, немецкие компании ищут активно развивающиеся рынки. Расширяясь, диверсифицируясь по территориальному признаку, они переносят производства ближе к потребителю. Россия в этом плане является удобным партнёром, потому что немецкие компании получают возможность расти дальше, а не стагнировать в условиях ограниченного по росту европейского рынка.

– За последние несколько лет Ульяновская область и Германия подписали ряд крупных инвестиционных соглашений. Ощутит ли на себе население экономический эффект от этого?

– Мы рассчитываем на это, а иначе, какой смысл в нашей работе. В первую очередь, любой инвестиционный проект предполагает создание новых рабочих мест. Никто не станет специально завозить людей из Китая или, например, Таджикистана – работать будут жители нашего региона. Высокотехнологичное производство требует квалифицированных сотрудников, которые стоят недёшево, а значит, заработная плата у них будет адекватная. Поэтому, прежде всего, простые люди должны ощутить на себе блага от реализации новых проектов, возможность хорошего трудоустройства. Второе – развитие вокруг предприятия целого ряда направлений малого бизнеса – аутсорсинг. Принцип разделения труда в мировой экономике является приоритетным. Любой бизнес концентрируется на том, что он может делать лучше всего. Поэтому вокруг каждого предприятия вырастает серьёзный ореол малого и среднего бизнеса. Как показывает практика, на одно созданное на предприятии рабочее место приходится 3-4 места в сопутствующем малом бизнесе. Ну и наконец, третье – повышение нашей налоговой базы. Таким образом, каждое новое предприятие несёт положительный эффект как для региона в целом, так и для всех его жителей.

– Вот вы сказали про кадры. А есть ли в Ульяновской области резерв кадров для новых предприятий?

– В нашем регионе локализуются предприятия автокомпонентной промышленности. И это логично. Автомобильная отрасль и приборостроение в последние 50-60 лет для нашего региона являются приоритетными и основными. И у нас есть серьёзная база для подготовки кадров для этих отраслей. Любая модернизация ведёт к повышению производительности труда и сокращению численности персонала. В такой ситуации перераспределение профессиональных кадров – это серьёзный ресурс для новых предприятий. «Деловая Россия» провела исследование: для того, чтобы повысить производительность труда на наших предприятиях и довести её до уровня среднеевропейской, необходимо сократить уйму народа. А для того, чтобы обратно трудоустроить этих людей, в России нужно построить 37 тысяч новых предприятий. Поэтому ресурс достаточно велик.

– Вы упомянули про сопровождение новых предприятий малым и средним бизнесом. В связи с новыми законами количество индивидуальных предпринимателей сокращается. Не столкнутся ли инвесторы с тем, что их заводы некому будет «подкреплять»?

– У нас три основных реперных точки, на которые сейчас направлено внимание: первые две – это ограничения оборота алкоголя и табака. Этот микробизнес к локализации и аутсорсингу крупных компаний не имеет никакого отношения. Третье – это повышение страховых пенсионных взносов для индивидуальных предприятий. Как показывает практика, для малого бизнеса – это не столь значимый критерий при определении того, существовать ему или закрываться. Малый бизнес должен иметь определённый запас прочности, чтобы оказывать услуги с соответствующим уровнем качества. Повышение размера начисленный в пенсионный фонд – это гарантия для индивидуального предпринимателя на то, что если у него что-то пойдёт не так, то он всё равно будет получать свою более или менее адекватную пенсию.

– Чем Ульяновская область привлекательна для инвесторов по сравнению с другими регионами?

– Наше основное конкурентное преимущество – клиентоориентированность. Мы стараемся слышать инвестора и выстраивать с ним партнёрские отношения. У нас сформировалась серьёзная команда, которая общается с инвесторами на одном языке. В зависимости от пожеланий инвесторов мы расставляем приоритеты – разрабатываем систему взаимодействия, меры поддержки. Если проект важен для развития и продвижения региона, мы будем искать и найдём варианты его размещения, условия и прочее. Кроме того, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов уделяет много личного времени данному вопросу. Как нам говорят, именно это и является одним из наиболее привлекательных для инвестора пунктов.

– С какими основными проблемами сталкивается регион при решении задачи привлечения инвестиций?

– К сожалению, это недостаток свободных средств, который мы могли бы направлять на развитие инфраструктуры. Наш регион не самый богатый, и зачастую у нас есть серьёзный дефицит ресурсов. Мы решаем эти вопросы, привлекая другие средства, но хотелось бы более активной поддержки от федеральной власти. Второе, с чем мы сталкиваемся, – серьёзная конкуренция за инвестора со стороны Бразилии, Индии, Казахстана, Украины. В этом вопросе необходима более активная позиция федерального центра. Ведь регионы могут конкурировать между собой только за того инвестора, который принял решение прийти в Россию. В принципе, все вопросы, с которыми мы сталкиваемся, решаемы.

– Александр Александрович, какие задачи стоят перед Ульяновской областью в плане привлечения инвестиций?

– В приоритете у нас – работа с крупными инвесторами. Они являются определённым катализатором развития региона, малого и среднего бизнеса. За этот год мы планируем привлечь порядка 12 крупных инвесторов. Также мы должны усилить стыковку среднего и крупного бизнеса, то есть поддерживать потенциальных крупных аутсорсеров, помогать им входить в производственные цепочки. Третья задача, которую мы перед собой ставим, – дальнейшее развитие инфраструктуры. В этом году мы должны сформировать ещё две новые промышленные зоны, потому что ресурсы промзоны «Заволжье» уже подходят к концу. Мы выходим в активную фазу реализации проекта особой портовой экономической зоны: завершаются все документальные работы, весной начнётся активное строительство инженерной инфраструктуры. В результате мы хотим привлечь не менее 81 миллиарда рублей инвестиций. Для понимания, три года назад мы привлекали меньше 50 миллиардов рублей. Также мы планируем, что в рамках этих инвестиционных проектов мы создадим не менее 4 300 новых рабочих мест с заработной платой выше средней по области.

Ещё один серьёзный блок работы – это альтернативные источники привлечения инвестиций через механизмы государственно-частного партнёрства, федерально-контрактной системы, контрактов жизненного цикла. Мы будем привлекать инвесторов в несвойственные для них отрасли – строительство дорог, ЖКХ. Поскольку опыта реализации данных проектов мало, то перед нами стоит задача запуска пилотных проектов для откатки данных технологий с правовой и технической сторон.

Ольга Турковская