В конце минувшего года правительство Российской Федерации определило и чётко регламентировало порядок оказания платных медицинских услуг медицинскими организациями. С 2013 года ульяновцы получили возможность бесплатно ставить пломбы из высокотехнологичных материалов, получать бесплатную анестезию. Но по факту с людей продолжают брать деньги за те услуги, которые гарантированы страховкой. О том, почему люди не знают своих прав, и почему лечебные учреждения не считают нужным их соблюдать, мы побеседовали с директором территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области Павлом Дегтярём.

– Павел Сергеевич, сколько звонков поступило на горячую линию фонда на сегодняшний день? Какие вопросы задают люди?

– На вчерашний день в фонд поступило 752 звонка, основную долю составляют обращения, связанные с оказанием стоматологической помощи – 440 звонков.

В целом люди звонят узнать, где можно получить страховой полис, узнать, гарантирована ли программой госгарантии оказанная им медицинская помощь.

Могу сказать, что к нам поступило 58 заявлений на возврат средств по стоматологической помощи, по 34 случаям мы вернули деньги общую сумму 28 154 рубля.

– На что ещё жалуются люди, помимо стоматологической помощи?

– Нельзя выделить сферу, по которой ещё поступали такие массовые жалобы, есть различные единичные обращения. По каждому случаю проводим медико–экономическую экспертизу и экспертизу качества оказания медпомощи. Если выявляются нарушения, применяем санкции к медицинскому учреждению.

– Какая работа по информированию населения проводится фондом?

– Существует проблема по части информационной составляющей, у нас большие планы, которые мы начали реализовывать.

Первое, что мы сделали – это провели телефон горячей линии, чтобы человек мог обратиться к нам с вопросом.

Мы напечатали стикеры, расклеили часть в общественном транспорте, часть раздали представителям палаты справедливости для донесения информации в муниципальные образования, часть отдали в страховые компании.

Простейший стикер, где написано, если вам оказывают платную помощь при наличии направления врача, обращайтесь к нам, мы окажем вам и консультативную помощь и защитим ваши права.

Мы сделали 47 плакатов и разместим их в лечебных учреждениях. На них будет подробно прописана информация: какая помощь гарантирована государством, какие виды медпомощи бывают, даны ответы на основные вопросы. Информация изложена в доступном виде с элементами картинок.

– Плакаты и стикеры, конечно, сыграют свою роль, но вы не раз говорили, что нужно общаться с людьми. В какой форме может происходить такое общение?

– Мы осваиваем мобильные представительства фонда, проводим выездную работу.

Первое учреждение, в котором мы это опробовали – госпиталь ветеранов войн. Это достаточно целевая для нас аудитория, люди, которые интересуются своими правами и несут её в массы.

Мы рассказываем им вообще о системе ОМС и хотим получить обратную связь. Тот негатив, который слышен сегодня в адрес здравоохранения, нужно менять, получив информацию от самих пациентов.

Мы планируем охватить все учреждения такими выездными формами работы. Параллельно будем проводить и методологические семинары для персонала, потому что у них тоже много вопросов.

– Павел Сергеевич, помимо территориального фонда обязательного медицинского страхования, кто ещё должен заниматься защитой прав пациентов?

– Страховые компании. Если не удовлетворяет помощь страховой компании, любой гражданин имеет право обратиться к нам – у нас есть инструменты воздействия на них. Хотя мы работаем со всеми обращениями – многие звонят сразу нам, минуя страховые компании.

– В средствах массовой информации не раз упоминалось, что для любой платной процедуры существует бесплатный аналог. Не может ли случиться так, что врач назначил больному процедуру, а она оказывается только платно?

– Нет, такого быть не может. Процедуры, вошедшие в программу государственных гарантий – это услуги, которые прописаны в стандартах оказания медицинской помощи. Если та или иная услуга стандартом не предусмотрена, врач имеет право на основе коллегиального решения её назначить, оформив дополнительную документацию.

В целом сегодня мы идём к тому, что самые востребованные услуги – компьютерная томография, магнитно–резонансная томография, УЗИ, маммография – должны финансироваться по факту их оказания.

– Что, прежде всего, должен знать пациент для того, чтобы с него незаконно не взяли деньги за медицинскую помощь?

– Если у человека есть направление врача на процедуру, она обязательно должна быть выполнена за счёт обязательного медицинского страхования. Если есть показания, значит, наступил страховой случай.

– Тогда почему происходит так, что человек сначала отдаёт деньги, а потом звонит в фонд и спрашивает, по закону их у него взяли или нет?

– Зачастую человеку нужно получить услугу здесь и сейчас. Он обратился в медицинское учреждение, а ему говорят: «Мы оказываем платно». Чтобы не выяснять, не тратить время, он платит, а потом обращается к нам и мы возвращаем ему деньги. Он пришел в больницу – ему нужен результат.

Я был в Нижнем Новгороде, там выступала заместитель директора федерального фонда обязательного медицинского страхования. Она обратилась к аудитории с просьбой поднять руки тех, у кого есть машина и кто знает, в какой компании она застрахована – лес рук. Потом она попросила поднять руки тех, кто знает, что входит в пакет страховки – снова лес рук. А затем она попросила поднять руки тех, кто знает, в какой страховой компании они получали полис ОМС – руки подняли единицы. А что гарантирует полис, вообще почти никто не знал. А проблема заключается в том, что через два месяца она снова попала в ту же аудиторию, где присутствовали те же самые люди и снова задала эти вопросы. Ничего не изменилось.

Люди очень слабо информированы по данному вопросу. И уделяют больше внимания своему автомобилю, нежели своему здоровью.

– Почему у людей такое отношение к своему здоровью и к системе здравоохранения?

– Я затрудняюсь ответить, это в определённой степени паралогично. Все автолюбители меняют масло, проходят техосмотры. Сейчас возобновлена диспансеризация, почему же люди не пользуются такой возможностью? Ресурсы организма не бесконечны.

А негатив к системе здравоохранения идёт отчасти потому, что не хватает «сервисности». Почему люди идут в платные клиники? Потому что им там улыбаются, с ними разговаривают. Я всегда, когда общаюсь с докторами, прошу их говорить с людьми.

Я посещал одну из ульяновских амбулаторий врача общей практики. Там сидели две пожилые женщины, и одна из них очень хорошо сказала: «А вы знаете, – говорит она. – Нам лекарств особо никаких и не надо, нам бы доброе слово услышать… »

– С 2013 года скорая помощь перешла к новой системе финансирования. В чем заключаются изменения?

– Откровенно говоря, отличий для конкретного пациента нет. Скорая медицинская помощь как оказывалась бесплатно, так и будет оказываться. Изменились механизмы финансирования скорой помощи, те средства, которые она раньше получала из бюджета области, сейчас получает через фонд ОМС. Объемы этих средств сохранены, средства к нам поступают из регионального бюджета.

– 124 статья Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неоказание медицинской помощи. Были ли на территории региона зафиксированы случаи неоказания?

– Скорая медицинская помощь однозначно должна оказываться всем. Если такие факты есть, мы просим информировать нас, чтобы мы принимали меры. Финансирование скорой помощи идёт по душевому принципу, средства поступают не за каждый вызов отдельно, средства гарантированы в любом случае. Официально к нам никто не обращался по факту неоказания помощи.

Несмотря на работу, которую проводит территориальный фонд ОМС, главным защитником своих прав должен быть сам пациент. Павел Дегтярь не раз упоминал, что при соглашении на оказание платной услуги, всегда должен заключаться договор между клиентом и лечебным учреждением.

Но если, имея на руках направление врача и страховой полис, сотрудники больницы всё же пытаются предъявить счёт, можно смело обращаться в фонд или страховую компанию. А если помощь оказывать и вовсе отказываются, можно напомнить недобросовестным сотрудникам, что это чревато внушительным штрафом и даже лишением свободы.

Телефон «горячей линии» территориального фонда обязательного медицинского страхования Ульяновской области: 8-800-100-73-09.

Телефон контактного центра Министерства здравоохранения Ульяновской области: 41-01-55.

Алексей Хорошилов