Неужели в публичную сферу входит мода на скромность и честность? Поистине благая весть пришла недавно из Рима: пресса многократно подчеркнула тот факт, что 76-летний аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, новоизбранный Папа Римский Франциск, жил в небольшой комнате, ездил на общественном транспорте и сам себе готовил! Но это еще и кроткий папа: в 2001 году он посетил хоспис, где омывал и целовал ноги 12 больным СПИДом. Если вы, услышав эту информацию, приложили ее к себе, задали себе вопрос: «А я смог бы так?» – то это очень правильный вопрос, может быть, самый важный вопрос в вашей жизни. Думаю, многие из нас позавидовали этому человеку: он живет в гармонии с собой, делая ровно то, что проповедует, и хотя бы на этом основании достоин быть главой всех католиков.

С другой стороны, Франциску можно посочувствовать: ему придется исправлять подпорченный скандалами имидж католической церкви. И тут его личная порядочность и скромность становятся непременным условием успеха, профессиональным качеством, если угодно.

А теперь представьте себе не патриарха даже, а архиепископа или митрополита РПЦ, спускающегося в метро или садящегося в маршрутку. Проживающего в хрущевке. Помешивающего борщ в кастрюле. Представили? У меня почему-то не получается. Картинка выходит какая-то нелепая, словно знакомую фигуру «врезали» фотошопом, но разворот головы получился неестественным, и края у фигуры какие-то размытые. Гораздо проще оказалось вычистить тем же фотошопом с руки предстоятеля РПЦ часы Brequet за миллион рублей, да и того не смогли толком сделать – отражение на полированном столе выдало. Выдал себя и глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет: он раскритиковал Папу Римского за то, что тот отказался от личного лимузина.

«Я не одобряю такие уступки, потому что это работа напоказ», – заявил Филарет. Он обосновал свою позицию так: его «Мерседес» представительского класса – не роскошь, а средство окормления паствы, ведь ему приходится посещать до 20 епархий в год, причем российское авто для этого не годится – ломается часто.

В другой части света тоже странные дела.

На посту председателя КНР недавно утвержден Генеральный секретарь ЦК Компартии Китая Си Цзиньпин, как пишут, человек нелегкой судьбы. Его отец, тоже видный партийный деятель, при Мао Цзэдуне подвергался гонениям, сам он побывал в исправительном лагере, но благодаря организаторским талантам вырулил на широкую дорогу. Уверен, что его репутация честного человека в немалой степени помогла ему стать во главе республики: по информации сайта newsru.com, несмотря на общую коррумпированность китайской бюрократии, Си Цзиньпин не был замечен ни в одном скандале, и худшее, что можно о нем найти, «книги, не сданные вовремя в библиотеку».

Новый китайский лидер уже известен как борец с бюрократией и коррупцией, противник помпезности и показухи. Все верно: и то, и другое слишком дорого обходятся стране, ее бюджету и ее гражданам. Уже объявлено о планах сокращения госаппарата: китайское правительство обещано сделать более компактным. Очевидно, и китайское руководство понимает, что имидж скромной власти важен для консолидации нации в целях экономического роста.

Докатится ли эта мода на скромность до России? Если два приведенных примера, Ватикан и Китай, указывают на тенденцию, то наша страна пока в стороне от этих веяний. Более того, пропасть между богатыми и бедными ширится (в стране сегодня 131 долларовый миллиардер – на 30 больше, чем до кризиса). Классический пример – яхта Eclipse бывшего губернатора Чукотки Романа Абрамовича. Ее длина – 169 метров, с двумя бассейнами, двумя вертолетными площадками, дискозалом и 30 каютами, рассчитана на 80 человек обслуги. Она не поместилась в самой большой европейской гавани для яхт на Лазурном берегу. Мэр Венеции и жители обвинили русского миллиардера в том, что другое его судно, Luna, не самая крупная в выводке его яхт, портит вид города: «Здесь так много красивых мест, чтобы остановиться – так зачем эти люди таскают с собой свои дома?» И правда, зачем? Между прочим, Eclipse в переводе с английского – «затмение».

Говорящее название: то ли Абрамович хочет своей идиотской роскошью затмить всех олигархов мира, то ли нефтяные деньги затмили ему разум. Хорошо еще, что ему хватает ума никуда с таким флотом не баллотироваться.

Однако сравните Абрамовича и западного миллиардера, основателя Duty Free Чака Фини. Ему 81 год, у него состояние в 7,5 млрд долларов.

При этом он не имеет машины, летает экономклассом, живет в съемной квартире, носит электронные часы за 15 долларов. Вместе с тем за последние 30 лет он отдал более 6 млрд долларов на благотворительность в разных странах мира. Он мог бы купить себе Eclipse, но знает, что на тот свет яхту с собой не возьмешь.

Зато доброе имя останется.

А вот начавшийся исход из Госдумы и Совета Федерации его членов сигнализирует, что наши люди скучному законотворчеству предпочитают материальное благосостояние: депутаты оставляют общественное поприще и выбирают свою зарубежную недвижимость и свой бизнес. Мужественный поступок мужественных людей. В конце концов, они же не собираются в святоши. Депутат Пехтин сдал мандат и заявил, что поедет в США и докажет, что у него нет там незадекларированной собственности.

С тех пор о нем ничего не слышно, видимо, в процессе доказательства честности возникли трудности.

Примерам купеческого размаха российских чиновников, депутатов, сотрудников федеральных ведомств, госкорпораций – несть числа. Например, на корпоративные вечера «Газпрома» приглашают «Дип Перпл», Стинга и Андреа Бочелли, а это – миллионные гонорары. Ульяновские чиновники, может быть, тут не впереди планеты, но и они почему-то любят закупать для служебных нужд «Форды», а не УАЗы, причем на всех уровнях власти – региональном, городском и районном. Доехав на иномарке на работу, они скликают митинг в поддержку отечественного автопрома, потом садятся за сочинение областной программы «Воспитай патриота», после чего заводят речь о региональной идентичности. Железная логика.

Если вы не забыли, год назад представительство Ульяновской области при правительстве РФ приобрело лимузин класса люкс BMW 750Li XDrive почти за 5 млн рублей. Интересно, если бы это был автомобиль не за 5 млн, а за 1,5 млн, он менее успешно перевозил бы драгоценных пассажиров? Одной из характеристик для аукциона была такая: лимузин должен разгоняться до 100 км/ч не медленнее, чем за 5,5 секунды. Интересно, где это в забитой пробками Москве такие просторы для гонок? Да и вся сложная мультимедийная начинка этого лимузина, похоже, нужна только для того, чтобы вип-пассажир не скучал в пробках, если, конечно, ему не положена мигалка… Папа Франциск попросил своих последователей из Аргентины не приезжать на его интронизацию в Рим, а сэкономленные деньги раздать бедным. Какой контраст. Подсчитано, что этот представительский BMW стоит столько же, сколько три социальных такси для инвалидов.

Нынешний год в Ульяновской области, помнится, объявлен Годом равных возможностей.