Госдумой РФ одобрен в первом чтении пакет поправок в законы об ОСАГО, предусматривающий увеличение лимитов выплат пострадавшим в автоавариях, а также упрощающий порядок оформления водителями документов о ДТП без участия инспекторов ГИБДД. Стоит ли ждать роста стоимости полиса «автогражданки», выяснял корреспондент «СК».
Автором законопроекта выступило правительство России. Документ предусматривает поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред жизни и здоровью потерпевшего, с нынешних 160 тысяч до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего, а также в части возмещения вреда, причиненного имуществу, – со 120 тысяч (сейчас) до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.
Планируется, что на первом этапе после принятия закона будут увеличены лимиты выплат за причинение вреда имуществу, а через год – в качестве компенсации вреда жизни и здоровью пострадавших.
Причем в этом случае страховая выплата будет осуществляться в счет возмещения расходов на лечение в соответствии с критериями тяжести вреда, определенными в правилах обязательного страхования. Для этого законопроект вводит таблицу выплат для расчета вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
Расширяется и перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.
Документ также предусматривает предоставление потерпевшему права выбора способа возмещения вреда – в натуральной форме (выдача направления на ремонт за счет страховщика) или в денежной.
Регулируются случаи обоюдной вины владельцев транспортных средств и вины более одного владельца транспортного средства за вред, причиненный потерпевшему. Модернизирована система компенсационных выплат и усовершенствован механизм прямого возмещения убытков, то есть в случае наступления страхового случая пострадавшему предлагается обращаться исключительно в свою страховую компанию. Предусматривается также, что страховщик не вправе требовать от страхователя и потерпевших предоставления персональных данных иных, чем предусмотрены законом об ОСАГО в соответствии с положениями проекта федерального закона.
Кроме того, уточняется порядок действий водителей транспортных средств в случае, если документы о ДТП оформлялись без участия сотрудников ГИБДД (так называемый «европротокол»), а максимальный размер страховой выплаты для данных случаев увеличивается в два раза – с 25 тысяч до 50 тысяч рублей. Возмещение вреда, причиненного транспортному средству в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в случае оформления европротокола предлагается установить в пределах 400 тысяч рублей при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.
По оценке Минфина, планируемое увеличение страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, потребует увеличения тарифа приблизительно на 25 процентов. Впрочем, ряд экспертов полагает, что страховщики, долгое время сетовавшие на убыточность ОСАГО и требовавшие от федерального правительства повышения коэффициентов, постараются воспользоваться изменениями и задрать стоимость полиса «автогражданки» по максимуму. Во всяком случае, законопроект предусматривает создание условий для ценовой конкуренции на рынке ОСАГО. Так, предлагается наделить страховщиков правом применять самостоятельно разработанные страховые тарифы в пределах максимальных и минимальных уровней, устанавливаемых правительством России. «Тарифный коридор» также вводится для международных полисов «Зеленая карта».
Вадим Пилюков