Все разговоры чиновников о том, что население должно активней участвовать в управлении своими домами, интересоваться экономикой ЖКХ, знать законы, на мой взгляд, несерьезны.

Как показывает полугодовая буча вокруг новых правил предоставления жилищно-коммунальных услуг, даже областные министры не понимают этого предмета и не способны ни объяснить его жильцам, ни исправить ляпы. Так неужели власть думает, что в этом может разобраться народ?

По опыту своего общения с читателями знаем, что далеко не глупые люди не понимают даже, что такое норматив и тариф и чем они друг от друга отличаются, и отличаются ли. Попутно, кстати, объясним на примере отопления. Норматив здесь это количество тепловой энергии, необходимой для обогрева одного квадратного метра жилой площади в год. Или за семь месяцев отопительного сезона.

Сегодня он равен 0,19 гигакалории. Умножив, скажем, на 50 квадратных метров площадь старой «двушки», получим 9,5 Гкал, столько тепла требуется по нормативу на весь сезон на ваш метровый угол.

Чтобы понять, чего это стоит в рублях, надо умножить уже на тариф. В центре Ульяновска он равен 1362 рублям за одну гигакалорию: 1362х9,5=12939 рублей. Это на все семь месяцев. Поделив на семь, получим стоимость отопления в месяц 1843 рубля. А поделив на площадь, получим, сколько приходится на один метр – 36,86 рубля. Это по официальным нормативам и тарифам, а не по тем, непонятно кем и почему накрученным, которые появились в феврале-марте в платежках горожан. Нормативы устанавливает руководимое Олегом Асмусом министерство экономики области, а тарифы – департамент по ценам и тарифам во главе с самарцем Дмитрием Сычевым.

Но если с оплатой по нормативам более-менее еще понятно, что к чему, то со счетчиками – темный лес. Передо мной копия обращения жителя дома по улице Полбина, 36 к главному жилищному инспектору Татьяне Картузовой.

Обращение очень грамотное, человек знает, о чем говорит и четко ставит перед инспектором вопросы: почему показания счетчиков снимаются без участия потребителей (жиль-цов дома), почему они не могут добиться ознакомления с порядком расчета размера платы, почему прибор учета тепла в их доме показывал его расход даже в летние месяцы, почему потребление горячей воды выросло в доме одномоментно в два-три раза по сравнению с соседними домами и так далее.

К жилищному инспектору этот человек обращается, ничего не добившись от управляющей компании. К своему заявлению автор прилагает ксерокопии документов, которые ему удалось получить от ресурсоснабжающих организаций.

Мы попытались их прочесть, но даже нам, съевшим на этом деле, казалось бы, уже собаку, понять тексты до конца так и не удалось.

Вот, к примеру, данные по количеству тепловой энергии в ряде домов Засвияжья в ноябре 2012 года по показаниям приборов учета. Два дома по улице Полбина. В первый в ноябре было поставлено 409,22 кубометра горячей воды (теплоносителя) средней температурой на входе 67 градусов по Цельсию и на выходе – 60 градусов. Во второй дом пришло 408,36 куб. м воды средней температуры на входе 66 градусов и на выходе – 43.

Количество тепловой энергии в первом – 93,56 Гкал, во втором – 96,38. То есть практически одинаковое, но во втором доме вода остыла куда больше, чем в первом, – до 43 градусов, так разве может быть объем потребленного тепла этими домами одинаковым?

Что оплачивает потребитель: тепло, пришедшее в дом, или оставленное (потребленное) в нем? Нормативные документы говорят о потребленном, а как в Ульяновске?

Разобраться в этом могут только специалисты-теплотехники и не могут простые люди, но где набраться таких специалистов на каждый многоквартирный жилой дом, которых в Ульяновске несколько тысяч?

Потому житель улицы Полбина и адресует свое обращение Картузовой. И все призывы к горожанам «брать дома в свои руки» – глупость. Управлять ими должны, я считаю, профессионалы, под контролем и методическим руководством власти.

Тем же, что проблема взвалена на плечи населения, преследуются две главные цели: сбить народ этим хаосом с толку, отвлечь от всего остального и на хаосе нажиться. И власти, и прикормившим ее коммунальщикам.

Сергей Поленов