Увидеть один из немногих сохранившихся в мире автомобилей на шасси ГАЗ-АА – не реконструированную по чертежам, а настоящую машину 1938 года – такую возможность дают гостям музея «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска». Оригинальную начинку автомобиля можно рассмотреть не только снаружи, но и снизу: после капитального ремонта музея авто стоит на своем законном месте – над смотровой ямой в восстановленном гараже 40-50-х годов 20-го века.
Музей «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска» открылся после ремонта несколько месяцев назад. Сегодня у нас есть возможность прогуляться по залам музея: он расположен в отреставрированном здании Пожарного обоза, которые было построено в 1874 году при 1-ой части Симбирского полицейского управления. Здесь же у посетителей есть и уникальная возможность: увидеть один из пяти сохранившихся в мире автомобилей на шасси ГАЗ-АА.
После ремонта уникальный автомобиль занял свое законное место – в восстановленном гараже – свидетельстве жизни пожарной части 1940-50-х годов. Тогда, в 80-х годах прошлого века, когда силами всего гарнизона собирали экспонаты, фотографии и пожарное снаряжение, у одного из пожарных родилась идея – в селе Никольском, под Димитровградом он увидел пожарный автомобиль 1938 года выпуска. Его состояние было плачевное. Автомобиль доставили в Ульяновск и постепенно привели в рабочее состояние. Над этим работал весь гарнизон, но душой и инициатором был Леонид Федорович Варламов, который, к сожалению, в ноябре прошлого года ушел из жизни.
Теперь уникальный автомобиль можно даже завести. На время капитального ремонта, когда все полностью «эвакуировали» из здания, автомобиль выезжал своим ходом. «Это редкий экспонат, – говорит заведующая музеем Ирина Телегина. – Есть реконструкции по историческим чертежам, а это – настоящая боевая машина. Ее доводили до рабочего состояния. Такая машина есть лишь в музее пожарной охраны Таллинна, в Москве, под Петербургом и в Саратове, но в частной коллекции».
Почему же их так мало осталось? В музее считают, что все дело в тяжелых 90-х годах, когда люди все посдавали в металлолом. Даже сейчас, рассказали в музее, интересуясь, не сохранилась ли форма или техника, люди часто говорят: было, но сдали.
Впрочем, автомобиль уникален даже без пожарного антуража – ГАЗ АА со столь высокой степенью соответствия оригиналу в России менее 10 штук. Из них оригинальных довоенных всего 4 или 5. На ульяновском “газоне” минимум современных деталей. В основном это мелочи – хомуты, шланги, крепеж. А вот проводка в тканевой изоляции и генератор постоянного тока оригинальные. В первозданном виде сохранен и салон. Работает даже регулятор опережения угла зажигания на руле.
Увы, резину тех лет найти не смогли, поэтому она просто приближена по времени. Кожзаменитель, фанера – начала 80-х годов. Но теперь это тоже своего рода история, считают в музее. Огнетушитель, правда, более современный. Выдвижная лестница, рукава еще пеньковые, другие инструменты – периода 30-40- х годов. Машина оснащена лестницами, рукавами, огнетушителями, катушками с рукавами и др.
Помимо автомобиля, рассказывают в музее, здесь много других интересных экспонатов, в том числе уникальных. Например, выполненные в натуральную величину конно-бочечные ходы: ручной насосный, санный параконный и линейка на рессорном ходу.
В 20-е годы прошлого века здании бывшего Пожарного обоза размещалась первая пожарная часть, затем – городская пожарная часть № 3 Ульяновского горисполкома. В войну здесь была мастерская по ремонту пожарной техники, а потом здесь располагались отряд профессиональной пожарной охраны и пожарная часть технической службы.
За все эти годы менялись не только детали фасада и интерьера, но и внутренняя планировка. Благодаря реставрации историческая планировка помещений коридора и конюшен приоткрылась. В помещении конюшен восстановлены стойла «образцового варианта».
Дореволюционный раздел также включает большой комплекс подлинных материалов и документов, диорам и виртуальных персонажей. Страшному пожару 1864 года, когда выгорел центр Симбирска, посвящена диорама, наглядно рассказывающая и показывающая весь ужас произошедшего.
Есть и раздел, посвященный переходу от деревянного строительства к огнестойкому. Кстати, были даже специальные курсы по обучению такому строительству. В зале представлены пустотелые бетонные блоки (из Карамзинского поселка), из которых начинали строить. Огромный вклад в развитие огнестойкого строительства внес архитектор и инженер Федор Ливчак.
Показан в музее и советский период развития пожарного дела. Это и пожарно-техническое оборудование, и пожарные костюмы, и большой раздел по предупреждению пожаров. Рассказывается здесь и о добровольных дружинах, и о ветеранах пожарной охраны Ульяновска. Также здесь можно рассмотреть в подробностях и коллекционные модели пожарных машин, современное снаряжение пожарных.
Пожарный мотоцикл второй половины 20 века на базе Урала. Ирбитский мотоциклетный завод.
Адрес музея: улица Ленина, 43.Телефон: 8(8422) 32-89-36.
Фото Юлии Узрютовой