Вслед за отчетом о своих доходах власть имущие расскажут еще и о крупных расходах своей семьи. За укрытие такой информации чиновников будут увольнять.
О региональном законопроекте, который разрабатывался в соответствии с федеральным законодательством о противодействии коррупции, рассказал на заседании правительства Ульяновской области директор государственно-правового департамента Алексей Преображенский. Процедура контроля за расходами должностных лиц призвана исключить хищение бюджетных средств чиновниками.
Суть в том, что до 1 июня этого года каждый чиновник должен подать сведения о крупных расходах, превышающих общий доход своей семьи за последние три года. Причем человек должен не только об этом рассказать, но и пояснить, откуда взялись деньги.
– Информация будет предоставляться по приобретению земельного участка и других объектов недвижимости, транспорта, – говорит Алексей Преображенский. – При этом должна быть раскрыта информация о том, откуда взялись средства. Законопроект определяет форму предоставления таких сведений и сроки.
В случае, если чиновник скрыл факт, допустим, покупки домика на Таити, контроль производится по сообщению извне. О неблагонадежном коллеге может сообщить другой чиновник либо правоохранительные органы, органы местного самоуправления, политические партии, общественные палаты и СМИ. Причем анонимные сообщения о подозрительно больших расходах не принимаются.
Дальше порядок рассмотрения информации следующий: губернатор принимает решение об установлении контроля, а затем следует проверка сведений – их полноты и достоверности. Высчитывается соотношение расходов к доходам. Стоит заметить, что все это делает кадровая служба, которая по законопроекту получает полномочия, схожие с правами правоохранительных органов.
Наказание за нарушение новых порядков обещает быть суровым. В случае сокрытия информации чиновника без лишних слов просто увольняют с занимаемой должности. Да и проверка сведений может обернуться для госслужащих крахом карьеры, если что-то в расчетах было неправильно.
– Лица, которые предоставляют недостоверные сведения о доходах и расходах, могут быть уволены с формулировкой «в связи с утратой доверия», – пообещал Алексей Преображенский.
Впрочем, уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Павлов считает, что закон предусмотрит пограничные ситуации, которые могут «спасти» чиновника, который не успел подать сведения вовремя.
– Причины непредоставления сведений будет рассматривать специальная комиссия, -говорит Александр Павлов. – Может, человек был в командировке, может, банк не дал вовремя сведения. Увольнять можно со стопроцентной уверенностью только тогда, когда чиновник заявляет: «Я не буду подавать декларацию о расходах». Тогда, конечно, возникают вопросы.
Сейчас законопроект серьезно дополняется – до июня нужно принять шесть подзаконных актов, которые пропишут систему расчета той суммы, о которой надо сообщать в кадровую службу. У каждого чиновника сумма будет своя – в зависимости от доходов семьи. Также должны быть конкретно прописаны меры наказания в случае недостоверной информации.
К слову, лазейки для недобросовестных чиновников все-таки остаются. Так, в состав семьи, расходы которой полностью проверяет кадровая служба, законом не включены совершеннолетние дети, на которых могут оформить купленный автомобиль или квартиру. Да и на какие только ухищрения ни пойдут люди, чтобы обойти обязанности по раскрытию расходов.
– Жизнь подсказывает, что одни изобретают замок, а другие – ключ, – говорит Александр Павлов. – Но нельзя со стопроцентной уверенностью говорить о том, что федеральный закон позволит решить все проблемы. Поэтому, хотя он уже принят, закон не мертвый, он может изменяться в процессе его использования.
До 1 июня нужно будет подать сведения только в этом году – с 2014-го все сведения и о расходах, и о доходах подаются до 1 апреля.
Напомним, чиновники также в этом году подают сведения о доходах семьи. Эта работа идет медленно. Так, по состоянию на понедельник министерство искусства Ульяновской области ни одной доходной декларации в кадровую службу не отдало, хотя крайний срок – 1 апреля. Лучше остальных справляется министерство труда, которое выполнило эту работу на 74 процента.
Сергей ГУРЬЯНОВ