«Действующий ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», – поясняет директор департамента государственных закупок Ульяновской области Инга Погорелова, – на протяжении всего времени его применения подвергался справедливой критике как участниками процесса закупок, так и высшим руководством страны».

Основным недостатком Закона, по единому мнению, является незащищённость заказчиков перед недобросовестными поставщиками, превалирование ценового подхода при определении победителей в ущерб квалификации исполнителей и качеству исполнения контрактов, однообразие правового регулирования закупок независимо от специфики закупаемых товаров, работ и услуг. В конце 2010 года Президент России поручил разработать новый Закон, который должен заменить ФЗ-94. В рамках поручения Минэкономразвития РФ подготовил законопроект о Федеральной контрактной системе, который 20 июня 2011 года был принят Госдумой России в первом чтении.

Но принятие Закона во втором чтении затянулось. Причиной стали разногласия между Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой, Минфином, Счётной палатой и Правовым управлением Администрации Президента РФ. Достаточно сказать, что к документу было подано более одной тысячи поправок. В конце-концов, разногласия были устранены и 19 марта текущего года Закон приняли во-втором, а 23 марта и в третьем чтении.

Теперь, как полагает Инга Погорелова, слово за Советом Федерации и Президентом страны. Учитывая, что Закон вступит в действие с первого января будущего года, на подготовку к его применению остаётся не так уж и много времени. Полноценная реализация законодательного акта во многом будет зависеть от федеральных органов власти. До начала следующего года им предстоит принять достаточно много подзаконных нормативных актов, наличие которых предусмотрено Законом о контрактной системе.

Виктор Никитин