Сергей Тюляков
Странная история с памятником русскому воину.
9 мая 2013 года в Ульяновске в центре города торжественно установят бронзовый памятник Василию Николаевичу Кочеткову (1785–1892) – «солдату трех императоров». Он, как было объявлено, прожил 107 лет, из них более 60 лет провел на действительной военной службе. Выходит, что у него самая долгая выслуга за всю историю Российской армии. Если это так, то сведения о нем должны быть в Книге рекордов Гиннесса? Памятник установят, несмотря на очень заметную критику на местном уровне в адрес руководства области – инициаторов этого мероприятия. А был ли на самом деле такой солдат? Ряд местных историков и краеведов заявили об отсутствии научных источников о существовании этого старейшего солдата, уроженца Симбирской губернии. Один напишет: «Власть охотно купилась на старинную газетную утку. И готова потратить несколько миллионов на памятник, не убедившись в реальности того, кому его ставят». К тому же Кочетков родился, как пишут, в Курмышском уезде бывшей Симбирской губернии. Ныне эта территория входит в состав Республики Мордовия и Нижегородской области. Тогда почему памятник старейшему солдату должен стоять в Ульяновске, а не в столице Мордовии, Саранске? Ныне село Спасское, где он родился, – в Мордовии.
ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О КОЧЕТКОВЕ
Известны как минимум три публикации с одним и тем же текстом о Василии Кочеткове, причем в авторитетных изданиях того времени – «Правительственном вестнике» № 192 от 2 сентября 1892 года, «Вестнике военного духовенства» № 19 за октябрь 1892 года и журнале «Всемирная иллюстрация» № 1249 от 1 января 1893 года.
Единственную информацию о солдате Кочеткове, впервые опубликованную в «Правительственном вестнике», потом перепечатали в двух остальных указанных изданиях. Что написано об этом солдате? Кратко напомним.
Родился Кочетков в селе Спасское Симбирской губернии. Он был из кантонистов (солдатский сын). Кантонисты со дня своего рождения находились в списках военного ведомства. Начал служить 7 марта 1811 года (странно, что начал служить лишь в 26 лет. – С.Т.). Он с боями прошел всю Отечественную войну 1812 года. Потом в составе гвардейской части участвовал в войне с Турцией (1828–1829). В 1836 году отслужил положенные ему 25 лет, но из армии не ушел. Через семь лет сражался с горцами Кавказа в драгунском полку. Раненный в обе ноги и шею попал в плен. Когда раны зажили, он бежал из плена. В 64 года сдал экзамен на первый офицерский чин – подпоручика. Но отказался от этого звания. Считал себя слишком старым для подпоручика. По личному царскому указу получал, будучи вновь фельдфебелем, две трети денежного оклада подпоручика. Ему вручили и офицерский темляк на саблю. Наконец, после 40 лет службы вышел в отставку. Но через три года с высочайшего разрешения отправился в осажденный врагом Севастополь. На Корниловском бастионе его ранило снарядом.
Через 10 лет Кочетков получил новое «высочайшее соизволение» – вновь идти на войну. На этот раз против Кокандского, Хивинского и Бухарского ханств. Воевал в составе Туркестанской конно-артиллерийской бригады. Ему шел уже 78-й год. Не прерывая службу, в 90-летнем возрасте отправился в составе русских добровольцев в Сербию, которая вместе с Черногорией вела войну с Турцией. А через год участвовал в войне за освобождение Болгарии (1877–1878). На Шипке турецкий снаряд оторвал 93-летнему Кочеткову левую ногу. Он выжил и еще послужил до своих 107 лет в гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Он умер 30 мая 1892 года от паралича сердца, будучи проездом в Новгородской губернии. Известный художник Петр Борель сделал гравюру по его фотографии. Снимок был сделан в городе Вытегре Новгородской губернии за 11 дней до кончины Василия Кочеткова. Видим на гравюре уникальный мундир у старейшего служивого. На рукаве мундира – восемь рядов золотых и серебряных нашивок за выслугу и отличия, а также его награды. Он служил в четырех родах войск.
Информация о феноменальном земляке начала распространяться через ульяновские СМИ в 2012 году в дни празднования победы в Отечественной войне 1812 года. Как только публикация была доведена до губернатора области, тот немедленно решил увековечить «солдата трех императоров» Василия Кочеткова как символ всех русских солдат, служивших империи в стародавние времена. Биография солдата была описана столь красочно, что чиновники, видимо, решили не проводить никаких дальнейших исследований его биографии. Мол, образ будет символическим, и если что не так – все равно будет символизировать героизм русского солдата.
В Ульяновском областном государственном архиве сведений о Кочеткове нет. В 1864 году сильный пожар уничтожил в нем почти все исторические документы. Исследования на родине солдата, в бывшем Курмышском уезде, не предпринимались. Помнит ли кто-то о солдате в его родном селе? Надо было завершить архивные и краеведческие поиски до того, как будет установлен памятник, чтобы не раздражать оппонентов. И организовать эти исследования должно не только областное правительство, но и те краеведы и историки, которые ныне критикуют губернатора и выступают против установки памятника. Почему губернатор не распорядился провести исследование? Посчитал достаточным основанием для установки памятника сведения из давней публикации в «Правительственном вестнике».
ДОВОДЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»
Какие же суждения у противников и сторонников установки этого памятника? Они – на ульяновском интернет-форуме. Я попытаюсь дать свою оценку в целом по этой теме, а также по некоторым выступлениям участников форума.
Противники заявляют: почему такая феноменальная личность обойдена вниманием знаменитых исследователей симбирской старины, в том числе и в XIX веке губернской ученой архивной комиссией? Не обратили на это внимание и российские писатели. Поэтому ставить памятник человеку, сведения о котором базируются на «одном непроверенном источнике», – это абсурд. Зачем ставить памятник человеку, «которого скорее всего не было и подвиги которого можно подтвердить только одной полустатьей. На гравюре, опубликованной в журнале «Всемирная иллюстрация» № 1249 от 1 января 1893 года, у Кочеткова только десять наград, а в статье из того же журнала указано, что у него их было 23. Откуда у него столько наград? При повторном награждении высшей степенью ордена или медали низшую уже не носили. Исключение для солдатских Георгиевских крестов.
И на погонах – лишь один императорский вензель, а не три, как написано в публикациях за 1892 год. Во «Всемирной иллюстрации» читаем: «Мундир его представляет редкое явление, будучи украшен на погонах соединенными вензелями трех в Бозе почивающих императоров». Поэтому на гравюре и в тексте – явные противоречия. Это грубый ляп, погоны с тремя вензелями не могли вообще существовать. А фотография, по которой якобы сделана гравюра художника П.Ф.Бореля, нигде не публикуется».
После таких серьезных обвинений от местных историков и краеведов послышался в их поддержку и многолюдный «глас народа». Сообщалось, что лучше бы построили у нас поликлинику или поставили бы памятник воинам-афганцам, и так далее. Но были и совсем убедительные контрдоводы. «Когда прочитал, что 90-летний старик Кочетков на Шипке увлекал за собой в атаку солдат и от снаряда ногу потерял, то у меня закралось сомнение! Как это у него срослись ткани? В таком возрасте и порезы не у каждого на пальце зарастают. Ресурсов организма уже почти не хватает даже на то, чтобы насморк побороть. А тут ногу оторвало в таком возрасте». Действительно похоже на явный ляп! Выжить с такой раной, полученной не в расположении основной армии, где был главный госпиталь, а на отдаленном перевале Шипка, – это неправдоподобно.
А что заявляют сторонники установления памятника? О числе наград и о вензелях на погонах они не пишут. Вместо них напишу я как историк. Тем, кто служил в гвардии или в полках, где шефами были императоры, а также тем, кто состоял в их свите, позволялось иметь на погонах не только вензель правящего императора, но и его предшественников. Я внимательно рассмотрел погоны на гравюре. Под большим вензелем императора Александра III виднеется еще что-то. Это могут быть и крохотные вензеля Александра II и Николая I. Поэтому старый солдат-инвалид, изображенный на гравюре, мог служить в годы правления трех монархов. С помощью той же лупы определил некоторые награды. Крайний справа – это румынский крест «За переход через Дунай». Румыны награждали им и своих союзников – русских воинов во время войны против Турции в 1877–1878 годы. Внизу виден более знакомый крест с мечами «За службу на Кавказе». Солдат на гравюре мог воевать на Кавказе против горцев Шамиля и участвовать через 20 лет в освобождении Болгарии.
О количестве наград в тексте и на гравюре. Солдат изображен не в парадной форме, а в обычной. Поэтому у него на мундире могут быть не все награды. С 1870 года разрешалось носить на мундире одинаковые ордена низшей и высшей степени.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ИЗДАНИЯМ МОЖНО ВЕРИТЬ
Сомнительно заподозрить фальсификацию в правительственных изданиях царской России времен Александра III. Источников может быть и больше, просто их пока никто не искал. К тому же известный русский живописец, литограф, портретист Петр Федорович Борель ранее создал собрание «Портреты лиц, отличившихся и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855, и 1856 годов» (60 тетрадей, более 400 портретов). Это крупнейшая в истории русского изобразительного искусства единая серия портретов. Борель иллюстрировал многие журналы, в том числе и «Всемирную иллюстрацию». Поэтому можно верить, что гравюру Василия Кочеткова он нарисовал с подлинной фотографии».
Петр Борель, по воспоминаниям современников, «был человеком скрупулезным, дотошным, все тщательно проверял. Особенно, если гравировал с рисунка других художников». Присоединяюсь к этому выводу полностью. Журнал «Всемирная иллюстрация» был знаменит в Европе иллюстрированными хрониками российских и европейских войн второй половины XIX века и другими важными событиями. Журнал прославился изданиями красочных альбомов русских народных сказок и художественно-промышленных выставок, серией о венчании русских государей на царство и других ярких исторических событий. С журналом сотрудничали самые знаменитые русские литераторы и художники. Он имел в штате отличных фотокорреспондентов и передовую фототехнику. Поэтому очень сомнительно называть этот журнал «желтой прессой», как и две другие правительственные газеты – «Правительственный вестник» и «Вестник военного духовенства». Предположим, что эти издания допустили то, что противники памятника называют «газетной уткой». Но почему эту «утку» проигнорировала либеральная пресса, почему не возмутилась? Это вопрос к противникам. Ведь был же удобный повод позабавиться над ляпом официальных газет.
Конечно, героическая личность может обрастать со временем мифами, которые повторяет пресса. Но не до такой же степени: выжил с оторванной ногой в свои 93 года – и где? Странно, что даже это сообщение не вызвало интереса либеральной прессы. А ведь уже тогда замечалось презрительное отношение либералов к славе русского оружия. А через 13 лет некоторые из них открыто радовались падению Порт-Артура и поражению нашего флота в Цусимском бою.
Известно точное место рождения Кочеткова. Не исключено, что проживающие сегодня в селе Спасское Кочетковы – потомки солдата, может быть, существуют даже какие-то семейные предания об этом. Пока этим просто никто не занимался. Церковь в Спасском разобрали в начале 1950-х годов и построили из нее школу. В школе работали директор Кочеткова Е.Б., учитель Кочеткова Е.И. и техничка Кочеткова Е.Д.
В Интернете нашел любопытный ответ Центрального архива Нижегородской области от 14 сентября 2009 года одному из заявителей, который искал своих предков, живших в деревне рядом с селом Спасское. Цитирую: «Сообщаем, что на хранении в ЦАНО имеются метрические книги церквей сел Курмышского уезда за разные годы». Далее перечислены 36 сельских храмов, в том числе церковь села Спасское». Почему никто не исследовал эти сведения?
Но раз уж существует разноголосица, то тем более необходимы дальнейшие исследования. Это памятник реальному человеку, а не мифическому или сказочному персонажу, поэтому поспешность с его установкой очень странная. В былые времена подобное не наблюдалось в нашей стране. Здравый смысл подсказывает, что сторонникам и противникам установки памятника следовало бы для начала поработать в фондах Государственного военно-исторического архива. Там можно найти списки русских добровольцев в Сербии 1876 года и данные по личному составу частей при обороне Шипки. Многое можно узнать об этом и в других архивах.
Виктор Каменев
“А ведь уже тогда замечалось презрительное отношение либералов к славе русского оружия. А через 13 лет некоторые из них открыто радовались падению Порт-Артура и поражению нашего флота в Цусимском бою”.
В целом, объективная статья, но автор боится все-таки сказать, что против установки памятника солдату Кочеткову выступают сегодня также либералы, которые по-прежнему презрительно относятся к славе русского оружия, и только прячутся за свои “сомнения”. Нет оснований сомневаться в реальности солдата Кочеткова, а газетные мифы – это обычное дело и сегодня. Уточнять подробности жизни солдата Кочеткова можно до бесконечности, чего же ждать? Что это дело утонет в “долгом ящике”, как кто-то надеется? К юбилею Карамзина будет очень кстати установка памятника солдату Василию Кочеткову.
zzz
Патриот и поклонник русского оружия Сердюков закупил французские корабли и итальянские броневики, которые не заводятся при температуре ниже нуля.
Военные училища в Ульяновске тоже либералы позакрывали
Из города
Что-то я не заметил, что инномарки на морозе заводятся хуже наших ТАЗов. Глубоко сомниваюсь, что итальянская машина хуже нашей.
zzz
http://vz.ru/news/2013/1/11/615408.html
zzz
Убитый в Дагестане боевик оказался депутатом-единоросом
http://lenta.ru/news/2013/03/28/deputat/
Налицо патриотизм и гордость
Читатель
Поручите Ольге Шейпак, что в Мономахе и будет Вам повесть многих лет и подвигов. Как его фамилия…? Есть у нас придворные историки, писатели, краеведы, скульпторы, Каменевы… Только не скупитесь…
!
Кто о чем, а вшивый о бане.
Виктор Каменев
У кого что болит – он о том и говорит!
!
Выздоравливайте поскорее)
житель
Памятникостроение Ульска не имеет ничего общего с исторической правдой. Цели превращения центра в кладбище совсем другие…
Горожанин
Один из психбольницы кричал “Русские идут!”, а Каменев про либералов. И переименование Карамзинки не помогает.
По поводу статьи. Если власть на полном серьезе говорит о колобке, то будет она обращать на какие-то архивы. “Чё думать, трясти надо!”
Перестаньте обращать внимание
на взвизгивания Каменева. Его жалеть надо, … !
Андрей
А про либералов Каменев прав…. А разве этот памятник кладбищенский? А спорить нужно без проявления тупорылости..
Виктор Каменев
Так вот, продолжим о наших либералах. Что бесит их в этой истории? – несложно понять. Вчитайтесь: солдат трех ИМПЕРАТОРОВ! Вот от последнего слова они и впадают в паранойю. Воспоминание о империи Российской, которую они с таким усердием и рвением уничтожали при всех трех императорах, вдруг получает права гражданства. Оказывается, это была великая история, она имела своих героев, которых тщательно вымарывали и замалчивали уже в 19 веке! И вот она опять выходит на авансцену, и показывает все низость либеральной пропаганды. Мы возвращаем себе великую историю России – это главное, а истерика “сомневающихся” либералов поддается современным методам лечения.
reader
А может быть всё немного проще? Нисколько не надо быть либералом, чтобы заметить “Как только публикация была доведена до губернатора области, тот немедленно решил увековечить «солдата трех императоров» … . Почему губернатор не распорядился провести исследование?”. Потому, что пиар на первом месте.
Виктор Каменев
“Как только публикация была доведена до губернатора области, тот немедленно решил увековечить «солдата трех императоров» … Я бы не стал доверять такой информации, пока она не подтверждена другим источником. Почему эта информация не имеет ссылку на источник – необходимо бы провести исследование.
reader
По-моему, все так называемые “противники памятника” об этом всё время и талдычат. При чём тут пресловутые либералы? Как говорится, не стоит искать черную кошку, … и т. д.
Неужели не понимаете ?
” Как только публикация была доведена до губернатора области, тот немедленно решил увековечить «солдата трех императоров», г-жа Тарасова напомнила, что срочное сооружение памятников позволяет списать такие бабки, что хватит и на банкет, и на другие приятные и полезные вещи…
Я плякалъ
Виктора Каменева – срочно в ректоры НИИ по поиску идентичности ! Молодец ! Кремень человек ! Докажет все так , что через час уже САМ побредешь на ватных ногах ,нет – не в аптеку за валерьянкой , к прокурору Малышеву ( пока не уехал ) с покаянной , за личные промахи при участии в битве с японцами при Порт-Артуре ! И что еще состоял на то время , минимум в четырех вольнодумствующих партиях и еще трем в тайне сочувствовал ,чем явно способствовал непосредственно потоплению Варяга . Пора Виктора из активистов- общественников и свободных художников в министры правительства по профилю , на твердую ставку. А что есть кто то в области еще активнее ? Кто первым с таким неподкупным азартом откликается и включается в защиту всего того , что утверждается в региональных кабинетах ? Да нет такого больше человека ! И эпохи он мирит как настоящий миротворец в голубой каске … такого нет, не найдете ! Поэтому Виктора , срочно нужно – на должность бытоописателя наступившего наконец то в наших краях золотого века культуры и искусства назначать ! А со всякими сомневающимся и проверяющими и перепроверяющими, кашу так быстро не сваришь … а надо раз – и в дамки !
Виктор Каменев
Правда-то в глаза колет! Даже либералов, неужели у них совесть просыпается? У всегда единственно правильных и прогрессивных, неужели, закралось подозрение, что их идейные предшественники были подлецы, когда послали приветственную телеграмму японскому микадо? Потому что он глава цивилизованной страны! Но продолжают повторять старую свою мантру: российская власть всегда неправа и ужасна, потому что она российская. Не всегда неправа и не всегда ужасна – бегите за валерьянкой, я понимаю, как вам стало сейчас тяжело!
zzz
Аж, золотые деньки были при царизме! Все были графья да князья, бал да на тройке к цыганам. Не было ни нищеты, ни рабочих бараков с чахоткой, ни безземельных крестьян, и Ваньку Жукова с Вертелом поганые либералы очкастые выдумали.
Максим К., Ульяновск
А для Вас когда было хорошо? При СССР, при Империи или сейчас. А может и никогда? В загранице хорошо? Ну а у себя здесь жизнь наладить умения нехватает? Революции замучили?
Так смотрите в корень нашего зла. Кто и как эти революции делает?
Я плякалъ
подсказывает что надо сначала было проработать тему в архивах … Толковая мысль . Но как то ей не очень сразу руководствовались , а приняли безоговорочно к исполнению , да еще и памятник сразу изготовили . И открытие его 9-го мая ( у чиновников и их …. все уже это как норма ) . По циркуляру свыше . Примирение по приказу на бумаге уже состоялось . А что и как , там будут после открытия обсуждать , это неважно. Так вот , как советует ник. Андрей ( с Каменевым обсуждать что либо совершенно бесполезно , т.к. ни иронии , ни юмора в отношении себя и темы совершенно не приемлет , или не понимает ) в спорах не нужно быть тупорылым . Но спорить поздно -памятник уже готов. Но лично для себя и других интересующихся этим вопросом -истину узнать все таки интересно. Как все таки , на самом деле обстоит вопрос с подтверждением документальной , а не собирательной литературной версии солдата- героя ? Про десять его детей уже прочли . Есть ли какая хоть маленькая ,но документальная зацепка его биографии ?
Калининский
Действительно , после прочтения в ульяновском журнале Деловое обозрение о 10- ти детях солдата Кочеткова ведущей там исторической странички Натальи Гауз , интерес к этой новой , совершенно неожиданной информации заставил связаться с архивистом А. Шабалкиным . В ответ так же большой знак вопроса . Откуда дети ? Пока нашлось следующее -на сайте Академии русской символики Марс , ( это общественная региональная организация , занимающаяся разработкой различных видов символики систем наград и знаков для силовых ведомств РФ ) под помещенным известным рисунком Кочеткова снова идет известное уже всем повествование его пути ,но уже с иным окончанием чем у других блогеров , после описания детей ,называется дата когда он потерял ногу , это 12 октября 1877 года, это еще одна битва ( но уже не Шипка !) в честь которой в русской армии были изготовлены наградные знаки на шапки с цифрой 12 в центре знака . и Свои дни после ранения он уже не служил а находился в Мариинском приюте для увечных инвалидов г. Петербурга. В этой же статье помещена карточка с рисунком Кочеткова под которой есть надпись -срисовано П.О. Борелем с фотографии снятой в г. Вытегра 20 мая 1892 года . Это з тыс. городок на то время на южном берегу Онежского озера , примерно 200 км севернее того самого Белозерска с которым он связан судоходным водным путем ( Мариинская система ) . Сегодня в 9.30 еще раз связался по телефону с заведующей Вытегрским краеведческим музеем Ломковой Еленой Николаевной , до этого она 2 недели по моей просьбе изучала местные материалы связанные с фотографией . Ответ прежний – все материалы говорят о том , что первая фотография в Вытегре появилась в 1894 году. Может на ярмарку приезжал заезжий фотограф ? Нет в это время ярмарок у нас не проводилось. Связался сегодня по телефону с Белозерским государственным краеведческим музеем ( с недавних пор это филиал областного Вологодского ) . С хранительницей архивов Татьяной Валерьевной и Игорем Анатольевичем зам по научной работе , пояснил им про героического старикана , что его кончина непременно должна быть отмечена в местной печати и полицейских медицинских книгах Белоозерска . Заинтересовались. Обещали помочь . К слову сказать, в обоих музеях уже две недели как знакомы со статьями Улпрессы по этой теме , и фамилиями Шабалкин и Каменев . Я пенсионер , и по мобильной связи не могу интенсивно вести длинные разговоры. Так что сделал ссылку на наши бои местного значения в интернете . Но пока непонятны два вопроса . 1.- Почему не берется в расчет Симбирское воинство целых трех полков и училища с такими же славными походами -( практически один в один !) ведь тема та же !? , а упорно боготворится один человек !? 2 .- Почему автор в статье в Правительственном вестнике за сентябрь 1892 года так шапочно и поверхостно подходит к полкам , датам и битвам -больше десятка несовпадений и неточностей. Практически все что написано в послужном списке Кочеткова когда упоминаются части и даты и события не соответствует действительности и легко проверяется на первоисточниках ? Что за непозволительная небрежность ? Кстати к трем уже известным статьям в дореволюционным изданиям могу прибавить еще одно упоминание о Кочеткове. Это групповой рисунок в книге П.П. Потоцкого 1894 года . Столетие Российской конной артиллерии . С 15 листами портретов и рисунков .Там Кочетков изображен сидящим на ящике под №21 -внизу подпись Кочетков В. И. (именно И ) 1785-1892 участник всех войн столетия . Костюм и награды на рисунке те же . Да , знак в виде креста За службу на Кавказе именно такой ,не изменился за сто лет. Подтверждаю. Имется в наличии за 1995 год с удостоверением. Геральдика аналогична.
Николай Марянин
Получается, что расследованием занимаются не официальные органы и архивы, как это положено, а краеведы, журналисты и просто энтузиасты… Вам спасибо за инициативу. Благодарю и автора статьи, что использовал мои сведения о селе Спасском и Кочетковых. В начале марта я связался со Спасской школой, директор Татьяна Хвостова вместе с учителями начали поиски, подключили районную газету. Опросили местных Кочетковых, но семейных преданий о предке-герое не сохранилось. Уже составили родословную ныне живущих в Спасском Кочетковых от наших дней до 1885 года. Из национального архива Мордовии на их запрос сообщили, что там хранятся метрические книги церкви села Спасское Курмышского уезда Симбирской губернии лишь за 1885-1914 гг. Теперь они собираются выписать из этих метрических книг сведения обо всех Кочетковых, может быть, среди них окажутся дети Василия Николаевича (если они умерли после 1885 года). Ну а следующий шаг – нужно изучать метрические книги Нижегородского архива. В селе Спасское, кстати, сейчас осталась лишь одна семья Олега Кочеткова, от него и ведут поиск родословной. Раньше Кочетковых в селе было больше. Связался также с краеведом Тамарой Барговой, автором книги о селениях Большеигнатовского района Мордовии, в который входит сейчас Спасское. В Саранске, как оказалось, о Кочеткове от меня услышали впервые. Очень заинтересовались, и теперь сами сильно хотят докопаться до истины…
Калининский
Человек безусловно был ,и очень занимательна и биография его , хотя возможно и не такая на все сто ,как описывается в Вестнике . Но фамилия не Петров или Коченов а Кочетков. В Белозерске тоже удивились по этому поводу -спрашивают так может он у нас и похоронен ? Кстати в Вытегре тоже была школа кантонистов , но по линии путей сообщения (речники ) . Вообще из перелопаченной кантонистской информации пока установлено что музыкальные школы были в Вольске и Новгороде . В Казани была целая бригада . Была школа и в Симбирске но ее архив сохранился с 1816 го года ( Кочетков был уже в строю ) Всего 52 школы. По логике 20 мая снялся в Вытегре через 10 дней оказался в Белозерске ,где и скончался. Где Захоронен ? Местными властями была организована отправка обратно В Петербург ? Или туда попали только документы из его вещей ? Значит за лето Борель сделал его рисунок. Коль он впервые был опубликован в начале сентября в Вестнике. На следующей неделе надеюсь будут первые весточки поиска из Белозерска .
reader
“Имется в наличии за 1995 год с удостоверением.” – а что, крест За службу на Кавказе и сейчас существует среди гос. наград? Уточните, пожалуйста.
Калининский
Сейчас точно не могу сказать самому нужно уточнять ,но сейчас сверился -это знак За службу на Кавказе приказом № 0530 от 24 декабря 1995 года Директора федеральной пограничной службы ( на тот период это федеральный орган исполнительной власти РФ как и ФСБ и МО и МВД ). Знак ведомственный. Видимо такие вручаются и главы других ведомств. Государственная награда это когда она вручается от имени Президиума Верховного Совета СССР ( до 1992 года) и органом правоприемником современной России . От медали За боевые заслуги и выше шли гос.награды . А например медали за Отличие в охране Гос. границы , За отличие на пожаре, За выслугу лет были ведомственными так как вручались от имени первого лица соответствующего ведомства первым ли . Но после 1992 года, эти награды (за исключения За выслугу )стали тоже государственными .
Виктор Каменев
Да, валерьянка не помогает, измельчал либерал сегодня. Мысль пляшет: памятник, примирение, безоговорочно, истину все вопрошает: вот подать ему Тяпкина-Лепкина, всенепременно чтоб из архива. Кстати, писал я о наших архивных дел мастерах в статье “Шабалкины против солдата Кочеткова”. Возьмем крайний вариант: искали наши архивные – искали, но ничего не нашли, и что? Это опровергает имеющиеся свидетельства? Это не подтверждает их архивами, то есть плохо искали, вообще не искали, еще не все перерыли, наконец, нужные архивы сгорели. Но прогресс все же налицо: если раньше правительственные издания именовались “желтой прессой”, то теперь изволят величать литературной версией. “Независимая” все-таки прочищает мозги, но не до конца: это очень достоверный источник, а не литературная версия. А вот версий насчет “молчания ягнят” либеральных изданий все нет. Такие зубастые, а промолчали, все. Я подскажу почему: против очевидного (тогда) факта не попрешь. Другое дело – сегодня…
reader
Почему же “очевидный факт” ни разу не отразился ни в одном литературном произведении? Почему солдат Кочетков не стал ничьим прототипом? Куда смотрели наши великие писатели? Возможно, сегодня этот пробел кто нибудь восполнит и мы сможем после установки памятника увидеть могучий сериал по этому сюжету. Вот только что пришла мысль: как нельзя лучше с этим делом может справиться Б. Акунин – он уже собрался пройти по пути Н.М.Карамзина, написать новую Историю Государства Российского.
Калининский
Практически описавший автобиографически Вытегру в своих романах Тихий угол , Мелкий бес и каждое городское явление и более менее всех значительных лиц на то время ( 1889- 1892 г.-октябрь ) за время своего учительства в местной семинарии писатель Ф.К. Сологуб ( Тетерников ) так же не упоминает о таком выдающемся для городка явлении как фотография . Совпадает пока сданными Вытегрских архивов ,фотография появилась там в 1894 году. Так как быть с Вытегрской фотографией от 20 мая 1892 года ? Пока будем сверяться по фактам дальше.
zzz
А в это время в Новом городе догнивают последние скамейки в аллее Ветеранов, и парк Маргелова никак не построят
Тарасова
Не, на скамейках поцреотизьму не воспитаешь и бабки не спистишь! Мимо кассы!
Некто
Хорошее дело – удивлять краеведов всей страны. В Мордовии и Нижнем знать не знают о своих героях. В Белоозере – за могилкой не ухаживают великого солдата России!!! Пусть поищут, пусть. Дети солдата Кочеткова уже нашлись))))) Надо их на открытие памятника пригласить. Обязательно!
Хорошо хоть наши неучи начали изучать историю, решили выяснить, кто же такие кантонисты. Ну и что вычитали? Может Кочетков в училище в Симбирске учился )))))) хехехе Или может он из евреев был? Почитайте-почитайте про евреев-кантонистов. Они тоже герои России.
Придурки, блин, симбирские. Антилибералы. А может и умные. Хорошо на патриотизме и памятниках зарабативают, не дурно, не дураки.
Калининский
Про кантонистов -евреев очень обзорный материал . Причем самый объемный . Его я также прочел. Но так же наткнулся и на такой очень показательный факт из В. Гиляровского – Ты думаешь моя фамилия Иван Петров ? Я и сам не знаю какая моя настоящая фамилия, я ведь с мальства в кантонистах как записали в школе тем и сошел . Тут и до унтера дорос. Сам стал за ними ездить. Везешь их худых голодных ,аони мрут по дороге , а привезти нужно точное количество голов . Ну и своруешь где по дороге мальца одного , второго … в мешок его и везешь подальше от дома. Хоть школа и питерская а из Питера там мало кто есть. Вот так -то. В архивах сохранились три дела по кантонистам Смоленское , Саратовское и Симбирское . Но все они с 1816 года по 1856-й. Это в Москве . Возможно что то есть и на местах ( в областных архивах ) у нас зацепка- музыкант. Это пока школы Новгород и Вольск .
Некто
Господин Калининский. Да будет Вам известно, что Кочетков не учился в училище, и не жил в военных поселениях, и не был евреем! Он был сыном солдата, по сословному состоянию, то есть кантонист. Как в Спасском очутился кантонист? Это для начала нужно выяснить, а потом остальные сказки изучать. Кто жил в Спасском: крестьяне удельные, однодворцы или это помещичье было село? Если он с малолетства попал в армию, то какая связь его с родным селом? Где он жил, служил?
Дослужиться из кантонистов до Геогрия было невозможно.
учитель истории
Политика, никакой истории.
Андрей
По-аккуратнее, господа не хорошие про патриатизм словоиспражняться. А то, что пишет и делает Калининский , то ему за это спасибо.Он обращается в Вытегру и Белоозерский музей. И вообще этот пенсионер- дело делает, в отличие от некоторых скучающих…и злобных….
Калининский – Некто
Речь не идет о национальности. Я понял одно вы не отслеживаете на Улпрессе все материалы по Кочеткову. К статье Шабалкины против Кочеткова -89 комментов . Последние подряд 15 мои . 75 коммент начинается словами – Село Спасское удельное -86 домов (из справки ) -прямой путь в кантонисты и т.д. Кстати многое узнаете брали в Лейб гвардейские полки кантонистов , почему Кочетков не мог служить в Роте дворцовых гренадер , и ,не мог быть на Шипке в тех частях которые ему приписывают , устав Лесной охраны. Почему он не мог быть сНижегородским полком под Даргшо в Чечне и Венгрии. там ссылки на документы военной истории в подлинниках. Это не истина в последней инстанции , а поиски .Статья В Вестнике очень небрежно написана , без привязки к фактам.
Некто
Спасибо, что Вы это делаете. Сразу видно, что статья в Вестнике не документальна, а, мягко говоря, литературна.
Калининский
Тем не менее , это был конкретный человек -солдат царю отец солдатам (не с пустого же места он срисован! )И место рождения вряд ли придумано с потолка . А вот кто он на самом деле, и в каких реально баталиях участвовал предстоит еще пользуясь официальным языком – установить. И его реальная биография видимо не менее интересна чем в Вестнике . Задача исследователей видится и после установки ему памятника , это дойти до реальной биографии В. Кочеткова . ” Развенчать ” в поисках истины , не составляет особого труда автора очерка о Кочеткове , но куда сложнее восстановить действительный подлинный боевой путь воина защитника отечества .
reader
Успехов Вам в дальнейших поисках!
Калининский
Спасибо . В поиске сам узнаешь очень интересные страницы истории. О которых нужно иметь хотя бы общее представление . Снова вернусь к такой страничке как кантонисты . В. Кочетков 1785 г.р. начал службу из кантонистов в 7.03.1811 г. Попытаемся рассмотреть . что из себя представлял этот государственный институт именно на то , пришедшее на долю нашего героя время .
История создания школ кантонистов уходит корнями еще в Петровские времена ,когда при полках и батальонах были образованы школы для обучения солдатских детей грамоте и мастерствам. ( Но официальное название -кантонист им было присвоено лишь в 1805 году ). После окончания школы они должны были поступать на военную службу -” Что бы в сборе с народа рекрутов замена быть могла ” . Общее их число на 1723 год к примеру было не такое большое- 4 тыс. человек . Человек отдаваемый в рекруты ( солдаты) навсегда исключался общиной из помещичьей собственности со всем семейством (если был женат ) , но отдавали как правило холостых на 25 лет в службу. По окончании службы большинство на Родину уже не возвращалось , а оставались до конца дней своих в нестроевых или инвалидных командах при гарнизоне. 10 рублей в год в пехоте да 12 в кавалерии невелик заработок ! Выделялось тогда казной 72 копейки на мясо в год на каждого , да на соль 42 коп. . Так ,ежедневно хлеба получали 3 фунта(1200 грамм) , мяса по полфунта (200 гр. ) -три дня в неделю , и три чарки( чарка -125 гр.) водки в неделю . ( При боевых действиях порция мяса -600 гр. ). На флоте корабельному составу чарка была ежедневной , плюс кварта пива ( 960 гр. ). Выдача мясной порции только три дня в неделю , была не от жадности , а для соблюдения пищевого режима. Да и посты соблюдались. Ежедневная молитва и после гимнастики и после вечерней поверки. Но и на службе были в гарнизонах и семейные унтера и фельдфебели , да отставники рядовые , в сорок с небольшим обзаводились там же семьями и были дети. Поэтому дети у них были уже не крепостными , и так же готовились к службе с детства при полках в тех самых школах.
В 1797 году ( Кочеткову 7 лет ) . общее число школьников во всех гарнизонах доходило до 12 тыс. человек . В этом же году было создано новое положение о школах солдатских детей. согласно ему в школу начали принимать детей с 7 лет ( но можно было и с 5-ти ) где обучали “всему строевому , грамоте ,арифметике ,барабанщицкой науке, играть на флейте . Кроме того по субботам требование читать Высочайщий устав с воинским артикулом и до повиновения команде … за слабое стояние в карауле , да робость против неприятеля , за ослушание да кражу и прочие – наказание ! Родители могли детей в школу и не отдавать но всем этим наукам обучать дома .Но по достижении 15 лет дети должны были посылаться в гарнизонные полки для определения на службу – и не иначе как в солдаты , а не писари и другие службы . 15 лет Кочеткову приходится на 1800-01 год. И как видим (из военной энциклопедии 1903 года ) для барабанщиков и флейтистов не было отдельных школ пока на то время . Обучали одаренных там же при гарнизонных школах.
Калининский
ошибка -не 7 , а 12 лет
Калининский
Но уже в 1798 году эти школы согласно распоряжения Императора Павла преобразованы в ОТДЕЛЕНИЯ основанного им в Гатчине Императорского Сиротского дома. Делящееся на 2 отделения .1-е было для детей офицеров и дворян и обучение там было по более обширной программе, со знанием языков , и воинской специализацией ,откуда выходили в войска юнкерами, а наиболее отличившие сразу офицерами . 2-е отделение по прежнему курсу и куда принимались “солдатские дети без разбора религии , без ограничений ,а особливо сирот” много было детей евреев , при добровольном изменении вероисповедания им выплачивалось 7 руб 15 коп. Курс специальностей в сиротских домах( школах) становится еще шире. для обеспечения всех потребностей армии , а именно -портных , сапожников ,башмачников ,седельщиков ,кузнецов ,слесарей ,ружейщиков ,кожевников, каретников ,маляров особо одаренных игре на музыкальных духовых инструментах и барабанному бою.
Как вариант, Кочетков обучается музыке, судя по срокам , в той же гарнизонной ( полковой школе ) , с 1798 года именуемой уже Императорским Сиротским отделением во второй ( солдатской ) группе , ему 13 лет . Всего на 1798 год учтено 17000 воспитанников .Из которых 9750 человек обучается в отделениях, 7250 человек проходит обучение по домам у родителей ( родственников ).
С такой организацией Императорские отделения входят в царствование Императора Александра -1 ( 1801-1825 гг. ).
В 1804 г. поступает указание половину всех выпускников направлять в артиллерию .
В 1808 году запрещается вести обучение воспитанников на дому на дому . ( дома только до 12 лет)
В 1810 году указ направлять выпускников в пионерные и минерные роты . С 1803 по 1806 было призван в армию 5700 чел.С 1812 по 1822-й 48 000 чел. с 1805 года воспитанники именуются официально кантонистами . От прусского -кантон (район )
С петровских времен Российская армия комплектовалась рекрутами 1 от 500 душ. Но как правило рекрутировали 3-4 человека от 500 . А например в 1812 году 18 чел. с 500 душ, в 1813 -13 человек с того же числа. По этому 16,5 млн. человек российского населения постоянно несло на себе бремя рекрутского призыва .
7.03 . 1811 г. Кочетков из кантонистов поступает в действующую армию. Ему уже 26 лет . Призыв рекрутов так и сдавших экзамены и прошедших практику кантонистов в войсках ( 18+2) осуществлялся если не было состояния войны с 21 года. Возможно Кочетков эти пять лет был наставником в музыкальной команде кантонистов- воспитанников в т.н. Императорским Гатчинском сиротском отделении ( отделения. это все школы на то время) ? Как наставник ?
Чтобы облегчить ситуацию с рекрутским набором в 1815-16 году в вводится следующая система комплектования. Она состоит из :
– Регулярных частей
– милиции ( ополчение )
– кантонистов
Кантонисты , все их отделения, с 1816 года переводятся в подчинение департамента Военных поселений . Пехотные полки а затем и часть кавалерийских переводятся к местам компактных поселений . Где находятся в готовности вступить на театр военных действий оставляя семьи и полковые школы в местах дислокации. По оценка современников боеготовность таких войск страдала от одомашивания .но свою роль в экономическом плане содержания и помощи казне выполнила. Как бы там ни было, на 1825 год за поселениями числилось
генералов – 28
ст.и младших офицеров 3650
унтер-офиц.( сержантов) 15361
рядовых 131 706
музыкантов 2335
нестроевых и инвалидов 5661 , 7628
кантонистов 154 062 чел. ( 93000 в войсках и 61000 в школах )
С введением в 1856 году с принятием всеобщей воинской повинности исчезли и кантонисты -387 тысяч малолетних детей были возвращены в семьи . А в 1857 году приказали долго жить и сами воинские поселения .
Видимо именно по этой причине сохранились архивы кантонистов в основном с 1816 года. в т.ч. и Симбирской школы -это времена военных поселений Аракчеева и резкое увеличение подобных школ. Наш же герой в войсках с 1811 года . И те гарнизонные школы кантонистов возможно нужно смотреть в Казанском военном округе того времени. Ну и в окончание – предь конечно уже не буду утомлять читателей Улпрессы подобными экскурсами в историю. А писать буду уже только о найденных документальных биографических следах героя- солдата.
Калининский
Отвечаю на свой же первый вопрос , мог ли в вещмешке отставного солдата находится находиться послужной список ?
– Величайщим повелением бесспорно выслуживших 25 ( рекрутов) . 15 ( из кантонистов) 22 (гвардия ) лет в отставку указом от 1.09.1820 г. объявлены формы №1 – для выдачи рекрутамиз мещан и всякого звания людям казенного ведомства ,так же из солдатских и подъяческих детей – Кроме ПАСПОРТОВ выдавать увольняемым в отставку нижним чинам – аттестаты :
а) -об удовольствии денежным жалованием
б)-об удовольствии провиантом
в) – об удовольствии пенсионами на знаки отличия
1 и 2 -й аттестаты для правильного расчета пенсии за увечья и ранения , и третий род аттестата был циркуляром Инспекторского департамента по 3 ст. 5 отделения от 3.01.1817 г. – всем командирам полков и команд, непременно означать выдаваемых нижним чинам кавалерам знаков отличия Св. Георгия номера на знаках имеющихся. Порядок этот не менялся и в дальнейщим. С 1816 года выдавался также и паспорт вдовы.
Калининский
( По телефону 14.05-18 )- К сожалению, на сегодняшний день сотрудники отдела хранения Белозерского Областного государственного краеведческого музея с их слов, никакими документальными материалами в отношении В . Кочеткова пока не располагают.