Бесконечная, как мыльная опера, история, связанная с запретом продажи пива в киосках, длится в Ульяновске с весны прошлого года. Напомним, что после вступления в силу последней редакции 171-го Федерального закона пиво и напитки на его основе (любой крепости) запрещено продавать в так называемых «нестационарных торговых объектах».
Уже не раз описывались те методы, которыми и власть, и сами бизнесмены пытались «смягчить» неизбежные последствия новшеств в федеральном законодательстве. По словам известного ульяновского предпринимателя, советника Главы города Исаака Гринберга, необходимость такой «буферной политики» очевидна: сама возможность функционирования многих киосков, каждый из которых создает по 2-3 рабочих места, непосредственно связана с «пивными» деньгами.
– На мой взгляд, такой подход – прямое лоббирование интересов крупного бизнеса, поскольку теперь купить пиво можно будет только в супермаркетах и специальных магазинах, – уверен Гринберг.
Тем не менее, выполнять требования федерального закона необходимо. Можно условно выделить два основных способа «мягкого вхождения» в это новое правовое поле. С одной стороны, хозяевам киосков предложено перепрофилироваться или изменить ассортимент.
– В настоящий момент торговля пивом продолжается в 82 нестационарных торговых объектах (для сравнения: в декабре прошлого года таковых было 397). По состоянию на 10 марта, из 415 киосков и торговых павильонов Ульяновска прекратили свою деятельность только 35 торговых объектов. При этом девять из них перестали быть индивидуальными предпринимателями и устроились в качестве наемных рабочих, хозяева еще десяти павильонов планируют продать или сдать свои киоски в аренду, – сообщила на недавнем аппаратном совещании председатель городского Комитета по развитию предпринимательства Наиля Немцева.
Итак, таково сегодняшнее положение дел по реализации первого «мягкого способа». Стоит, впрочем, отметить, что такой подход непосредственно соседствует с использованием силовых и карательных методов. К примеру, проводятся различные рейды с участием сотрудников УМВД, которые составляют на продавцов, продолжающих торговать пивом, протоколы о нарушениях (последние в свою очередь ведут к штрафным санкциям).
Вторая «метода» связана с другим законом – 381-ФЗ, в котором указаны критерии, позволяющие считать тот или иной торговый объект стационарным. В частности, для признания «стационарности» достаточно всего двух признаков: прочной связи с фундаментом и присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. «Закавыка» в том, что в стационарных павильонах торговать пивом закон не запрещает.
У использования ульяновскими предпринимателями этого «способа смягчения» также уже есть своя история. В прошлом году Комитетом по развитию предпринимательства была создана специальная комиссия, которая проверила все киоски города на «стационарность». «Признанными» оказались более 350 павильонов.
– Однако в дело вмешалась прокуратура Ленинского района и внесла предписание, в котором потребовала аннулировать результаты всей этой работы. Администрация Ульяновска с этим предписанием согласилась, но признаки «стационарности» у ряда киосков из-за этого решения вовсе не исчезли! И что же в «сухом остатке»? Полиция проводит рейды и составляет протоколы об административном нарушении на продавцов. Хозяева киосков в рамках судебного разбирательства выигрывают процессы – поскольку их павильоны обладают признаками стационарных торговых объектов! Зачем и кому нужна эта бессмысленная деятельность, отягощающая жизнь самих бизнесменов и не дающая покоя власти? – спрашивает советник Главы города.
По его словам, совсем недавно предпринимательское сообщество Ульяновска вынуждено было обратиться к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову. После изучения данного вопроса Титов согласился, что у прокуратуры не было достаточных основании для подобного предписания.
– Очевидно, что нужно просто собраться за стол переговоров и обсудить данную проблему в комплексе. Федеральный закон должен исполняться, но не методом войны и штрафов против наиболее активной части общества – бизнесменов, – считает Гринберг.
Что касается обвинений в лоббировании «пивного бизнеса» и призывов уберечь от пивного алкоголизма молодежь (на это, к примеру, часто указывают комментаторы «Улпрессы»), то наш собеседник отвечает на это следующим образом.
– Я не пью пива сам и другим не советую. Борьба с алкоголизмом в России всегда принимает какие-то вычурные и странные формы – из уроков истории мы знаем, чем это обычно заканчивается: потреблением суррогатов, массовым самогоноварением, монополизмом в отношении цен на спиртное и так далее. Все нужно делать цивилизованно и системно, уважая права и интересы всех представителей общества, тогда только можно добиться приемлемого результата. Силовые методы, рейды и штрафы в качестве «инструмента общения» с предпринимателями – наверное, не лучший выход! – заключает Гринберг.
P.S.: Надо сказать, что мнение известного бизнесмена все-таки не совпадает с точкой зрения большинства жителей, с которыми мы переговорили во время рейда по “пивным” киоска.