АСЕТА ЛИЕВА
Судья Валерий Сас перед столкновением давил на газ своего внедорожника.
Техническая экспертиза показала, что управлявший внедорожником Toyota Highlander судья Щелковского суда Московской области Валерий Сас перед столкновением с «ВАЗ-2112» на мосту в Ульяновске не пытался затормозить, а, напротив, увеличил скорость своего автомобиля. Об этом стало известно в пятницу в Ульяновском областном суде, где рассматривается дело теперь уже экс-судьи. Тогда в аварии погибли два человека, а Валерий Сас отказался проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

Результаты экспертизы бортового компьютера внедорожника Toyota Highlander, которым в момент аварии управлял теперь уже экс-судья Валерий Сас, в Ульяновском областном суде озвучил руководитель технического отдела Toyota Motor Россия Всеволод Конев. По его словам, скорость автомобиля за 5 секунд до столкновения увеличилась со 100 км/час до 106 км/час, обороты двигателя поднялись с 2400 до 2800, а на педаль тормоза водитель не нажимал до момента столкновения. Всеволод Конев подчеркнул, что информацию с бортового самописца изменить невозможно.

ДТП произошло в ночь на 22 января 2011 года на Императорском мосту в Ульяновске. Валерий Сас, являвшийся на тот момент судьей Щелковского городского суда Московской области, на внедорожнике Toyota Highlander столкнулся на встречной полосе с автомобилем «ВАЗ-2112». 22-летний водитель «ВАЗ» и его 23-летняя спутница погибли, еще два пассажира были госпитализированы с тяжелыми травмами. Сам Валерий Сас практически не пострадал. Согласно показаниям семи уже допрошенных в суде свидетелей, Валерий Сас находился в состоянии алкогольного опьянения. От освидетельствования на состояние опьянения он отказался, сославшись на судейскую неприкосновенность.

Представлявший в суде интересы потерпевших юрист ассоциации «Агора» Алексей Глухов заявил «НИ», что результаты экспертизы свидетельствуют о нарушении правил со стороны экс-судьи: «Скорость в 100 км/ч вообще недопустима. У нас в населенных пунктах РФ ограничение скорости – 60 км/час». Увеличение скорости перед моментом ДТП г-н Глухов связывает с тем, что г-н Сас перепутал педали или уснул за рулем. Возможность того, что судья таким образом пытался уйти от столкновения, юрист отрицает: «Судя по показаниям выжившего, за 10–15 метров до столкновения Валерий Сас резко выехал на встречную полосу и врезался в них. Так что невозможно, чтобы он таким образом пытался уйти от аварии». Сам Валерий Сас на заседании суда увеличение скорости никак не объяснил. По поводу исходившего от него запаха спиртного он заявил, что пахло от него не водкой, а валерьянкой, которую он принял после аварии, «потому что все колыхалось у меня».

Отсутствие торможения – признак того, что «водитель был невменяем и не понимал, где газ, где тормоз», говорит «НИ» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, это укладывается в показания свидетелей по поводу состояния опьянения судьи. Лидер Федерации автомобилистов России Сергей Канаев сообщил «НИ», что иногда повышение скорости позволяет избежать столкновения, например, «когда машины сходятся перпендикулярно», но к устроенному Сасом ДТП это отношения не имеет.

Процесс над Валерием Сасом начался уже в третий раз. Ранее он рассматривался в Железнодорожном районном суде Ульяновска, но Сас добился переноса слушаний в Ульяновский областной суд. Однако рассматривавший дело судья слег с гриппом, и слушания начали вновь. Подсудимый находится под подпиской о невыезде, что не помешало ему в новогодние каникулы съездить в Испанию.