Статья «Душевная болезнь» А. Шабалкина http://ulpressa.ru/2013/03/18/anton-shabalkin-dushevnaya-bolezn/ Как бы оправдывая свое название, «Душевная болезнь» представляет вещь несколько странную: вступительная филиппика против «властных пигмеев» («Свершилась еще одна победа областных властей над здравым смыслом и исторической правдой») продолжается “научной частью”, посвященной истории появления в Симбирске Карамзинской колонии для душевнобольных. На мой естественнонаучный взгляд, «научная часть», по сути, является по школьному добросовестным рефератом – со строго заданным подходом к теме и заранее определенным выводом. О чем можно спорить с рефератом? Лучше представим, что машина времени доставила сей текст в эпоху, в нем представленную, и бросила на стол прогрессивному журналисту. Провинциальная Россия, вторая половина XIX века, прогрессивная либеральная общественность клеймит самодержавный царский режим, который «ворует», по Карамзину, а сам Карамзин низвергнут и порицаем, поскольку каждый честный человек знает: «В его истории изящность, простота/ Доказывают нам без всякого пристрастья/ Необходимость самовластью/ И прелести кнута». Эпиграмма ложно приписывается Пушкину, о чем писал сам Пушкин, но в борьбе с «режимом» дозволены любые приемы,- это знает каждый честный человек. И вдруг эпический текст из будущего об этом тяжелом для народа и свободной мысли времени: «Симбирское губернское земское собрание рассмотрело около полутора десятков предложений приложения капитала: сельскохозяйственная школа, художественная школа, музей с классами черчения и рисования, специальная больница для хроников, детский приют и т. д. Причём, в полном соответствии с волей завещателя, обсуждали самые первоочередные проблемы. Подчёркивалось: «Надо обратить внимание на истинных, беспомощных страдальцев – хронических больных, или на бесприютных, ничем не повинных детей, готовившихся укомплектовать ряды пролетариата и проституции». В сотворении благого дела для сирых и убогих, как видим, не видели ничего зазорного для памяти Карамзиных»… Во-первых, нашему журналисту бросилось бы в глаза, что статья, начинающаяся с резкого антиправительственного выпада, принадлежит, кажется, автору на госслужбе, и была первоначально написана для «верхов», что обрадовало бы его как несомненное свидетельство развития свободы в будущей России. Далее, даже беглый взгляд говорит, что автор не дружит с логикой, когда она ему неприятна. В четвертой строке он сообщает, что важное для общественности решение принято без обсуждения: областную психиатрическую больницу «…лишили имени Николая Михайловича Карамзина. Сделано это было в тиши ведомственной бюрократии», а уже на одиннадцатой сообщает: “Ситуация вокруг переименования возникла не сегодня. Известный краевед Ж.А. Трофимов неоднократно поминал недобрым словом насмешку над карамзинским именем психбольницы писателя-сатирика М.Н. Задорнова… Плохо знающие историю своего края ура-патриоты восприняли предложение с восторгом. Например, журналист В.И. Каменев писал зимой в комментариях на «Улпрессе…” Однако, ежели «ура-патриоты», коих явно больше трех человек, приняли «переименование» с восторгом, а настоящие патриоты, видимо, без восторга, то, значит, какое-то обсуждение было. Но автор его «забыл», потому что в борьбе с «режимом», как мы помним, все дозволено. В том числе и гигантское самомнение: «К общественному мнению у нас прислушиваются, только когда оно совпадает с руководящим», – скромно сетует автор, чем объявляет свое мнение, и группы близких товарищей, единственно общественным. Да, «все мы глядим в Наполеоны…» Не доверяйте историю профессионалам, ибо они пишут за деньги, – предупреждал А.С. Пушкин, а также, добавим, по идейным соображениям. Следуя Пушкину, мы видим, что в представленном реферате совершенно отсутствует исторический контекст, а также простейшее логическое осмысление, что сообщает приводимым фактам солидность и эпичность, а сам текст превращает в панегирик властным симбирским мужам, связавшим имя историка Карамзина с колонией душевнобольных. Фактическая сторона дела в представлении автора рисуют нам превосходную картину симбирского общества: деньги сына Н.М. Карамзина положены в банк под проценты (1881), они почти утроились за почти 20 лет(!), когда началось строительство (1895), закончившееся в 1898 году. Это, надо понимать, свидетельство большого ума? Нет, это обломовщина, Обломов тоже клал деньги в банк под проценты, а Штольц смеялся над ним: банковский процент никогда не спасает от инфляции. Это обломовщина в ее карикатурном виде, которая имела место в Симбирске, о чем писал И.А. Гончаров: «Это систематическое, искусное проживательство на чужой счет, и бесцельная канитель жизни, без идей, без убеждений, без определенной формы, без серьезных стремлений и увлечений, без справок в прошлом, без заглядывания в будущее… Если и было дело, оно тянулось вяло и сонно, как-нибудь». Я почему-то верю Гончарову, а не Шабалкину. «Создание колонии было очень своевременно, поскольку имевшийся дом умалишенных (его сравнивали с «дантовым адом») был позором для губернского города», – сообщает нам автор, а в это время карамзинские деньги лежат мертвым грузом более 10 лет, теряя в реальной стоимости. Вот была обломовская проблема: найти способ пустить деньги в дело! Как освоить деньги! – мог бы сказать наш симбирский журналист. Тут появляется активный сызранский общественник Владимир Насакин с проектом колонии – и все вдруг поняли актуальность его предложения (1892). С другой стороны, симбирские властные мужи добродетельны, совсем не по Карамзину! Исключительно о «сирых и убогих» думают, 10 лет думали, как им помочь! После такого панегирика все писания Салтыкова-Щедрина о провинции XIX века – наглая ложь, шабалкинская симбирская провинция – совершенно другая! Нет, я понимаю, что Щедрин был сатирик, но как быть с реалистом Гончаровым? Я совсем не против позитивной информации о симбирской старине, однако, надо же знать меру! Было ли тогда какое-нибудь обсуждение, полемика вокруг психиатрической ассоциации имени Карамзина? – ведь что творится сегодня! Здесь автор скупо сообщает нам, что современники «не видели ничего зазорного для памяти Карамзиных». Те, кто в этом участвовали – конечно «не видели», а другие? У него получается, что все общество было «единомысленно» именно по Салтыкову-Щедрину, одобряя земское решение. А могла ли симбирская прогрессивная общественность показать «фигу в кармане» царскому самодержавию, поместив имя его «певца» в сумасшедший дом за его же деньги? Она любила тогда, и любит сегодня, это делать. Нам говорят, что нет: была ведь Александровская больница. Однако, это была широкопрофильная больница, имевшая разные отделения, а не колония для умалишенных, есть разница, где пребывать? «В воспоминание Александры Ильиничны Карамзиной Эти знаменитые слова из завещания Владимира Карамзина, о которых сказано, «чтобы на сооруженном таким образом здании (или зданиях) имелась следующая подпись». Сын Карамзина был мудр – в отца, как будто предвидел непредвиденный поворот своего завещания. Шабалкин сообщает, что все произошло естественно. «Название «Карамзинская» возникло вполне естественно – так именовались различные культурные, медицинские, образовательные и благотворительные объекты, увековечивающие память их создателей или великих людей… Следует также отметить, что название «Карамзинская» одновременно заключало в себе память и жертвователя, и его супруги, и его великого отца». На этом автор обрывает свой рассказ об обстоятельствах наименования колонии, переходя к деятельности ее первого директора-основателя и врача В.А. Копосова, как будто боясь сделать естественные выводы. А они просто напрашиваются, и несколько объясняют, между прочим, почему земские деятели «не видели ничего зазорного» для памяти Далее автор пишет, что после революции в 20-х годах «имя Н.М. Карамзина всегда сохранялось за больницей, лишь трансформировалось в соответствии с изменениями языковых норм. Это была общая тенденция». Языковые нормы, конечно, изменились, но за этими изменениями автор не замечает, что в 20-х и далее годах фактически произошло переименование Карамзинской колонии в психбольницу «имени Н.М. Карамзина». Даже в советское исторически беспамятное время о последствиях этой «трансформации» задумался, кажется, друг Копосова отставной генерал А.В. Жиркевич. Парадоксально: об этом нам сообщает сам автор, и опять боится делать выводы: «Жиркевич хотел увековечить выдающегося врача (Копосов умер в 1922): «После погребения, стоя у могилы, я задумал поднять вопрос о переименовании колонии в Карамзинско-Копосовскую или прямо в «Копосовскую» и передал в губздрав заявление». Губздрав это заявление оставил без внимания». И интеллигентская фига в виде «новой формулировки «имени Н.М. Карамзина» вылезла из кармана XIX века! Почему советские власти «не покусилась» на имя Н.М. Карамзина, хотя «он был монархистом»? Это понять совсем нетрудно: они не видели в этом никакой славы для имени Карамзина, относились к нему презрительно-равнодушно. Наш автор застенчиво умалчивает, что в советское время историк Карамзин был отнюдь не велик, одними как историк был забыт, другими – третировался. Исследователь и поклонник Карамзина литературовед Юрий Лотман пишет: «На нем висело чуть ли не проклятье консерватора и даже реакционера» (1989). Поэтому негативные ассоциации имени «реакционного историка» советские власти не волновали, хотя, скорее, это было обычное обломовское равнодушие. Психиатрическая больница после Копосова неслучайно приходит в упадок, о чем сокрушается, но не может объяснить, наш автор. То есть можно согласиться с А. Шабалкиным в том, что «в изменении названия (больницы. – авт.) нет никакого «чудовищного» умысла», однако есть чудовищная безграмотность и беспамятство национального чувства, распад души, и, как видим, он еще не окончен, этот распад продолжается и сегодня, если приходится объяснять краеведам(!), что не пристало прямо связывать имя великого историка с душевнобольными людьми. Сегодня, когда мы говорим о возвращении имени Н.М. Карамзина из векового забытья на соответствующую его трудам высоту, сохранение этой ассоциации становится нетерпимым, именно «чудовищным увековечением»! Этот «распад души» России в советское время, закончившийся, в конце концов, распадом СССР, не есть какое-то открытие, о нем написаны тома известными писателями и философами. Как ни странно, только «вождь народов» И.В. Сталин в предвоенные и военные годы обратился к национальным истокам России, вернул из небытия многих ее героев и Пушкина, ослабил гонения на церковь, поднял тост за русский народ в победном 1945 году. Но затем все вернулась на круги своя – продолжилось строительство вавилонской башни коммунизма. А сегодня мы строим, кажется, другую вавилонскую башню, вместо того чтобы подумать о душе своего народа. История вокруг «имени Н.М. Карамзина» заставляет вспомнить также слова историка В.О. Ключевского о части нашей либеральной интеллигенции: «Есть такая слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не может промолчать, ничего не может донести до места, а через газеты валит наружу все, чем засорится ее неразборчивый желудок». «Валит наружу все» и сегодня как в XIX веке, лишь бы насолить «этой власти», якобы из лучших побуждений, и чтобы «не спала», а там можно и уши отморозить. К сожалению, не только уши, Россию в ХХ веке два раза «отморозили», но все не могут остановиться, строят новые и новые утопии «из лучших побуждений»… В этом году исполняется 115 лет со дня открытия Карамзинской колонии душевнобольных. Языковые нормы в ХХ веке действительно изменились, и «Карамзинская колония» звучит сегодня действительно плохо. Чтобы сохранить дух завещания Владимира Карамзина, и уважать историю этой психиатрической больницы, стоит вернуться к предложению генерала |
|
|
Горожанин
“Не доверяйте историю и политику профессионалам – они продают свои труды за деньги.” А.С.Пушки. Это Каменев на Карамзина намекает? Или Карамзин не был профессионалом? Или за свои труды деньги не получал?
Виктор Каменев
Карамзин был профессиональным литератором, ставшим историографом России. Он получал жалование как историограф, однако его не хватало на издание его “Истории”, и просто на жизнь в Петербурге. Пушкин сказал о его труде – это подвиг честного человека.
Горожанин
А историк Ключевский?
Виктор Каменев
Из всякого правила бывают исключения, но правило всегда надо иметь в голове…
Горожанин
А историки входящие в Изборский клуб?
Виктор Каменев
Насколько я знаю, они вообще без зарплаты как историки, а гранты им никогда не светили, и не светят, в отличие от трендовых историков.
Сейчас вот Б. Акунин, очень грантованный писатель, хватается за имя Карамзина – объявил себя “новым Карамзиным” и будет писать свою историю России. Чем хороши писатели, по сравнению с объективными историками, мы знаем, что они из себя представляют по их писаниям, поэтому можно с уверенностью предположить что либеральнейший Акунин может написать только Антикарамзина, но никак не нового Карамзина. “Любви к своей земле нас, преданных чужбине, красноречиво учит он”, – писал о Карамзине поэт Языков, а какой любви, к какой земле будет учить Акунин?
Сергей
Карамзина как профессионального литератора знают спецы-одиночки.
Виктор Каменев
И это очень печально. Вклад Карамзина в русскую литературу и язык огромен, он, без всяких обиняков, был предтечей Пушкина: молодой поэт и его друзья называли себя “карамзинистами”. Однако Карамзин был еще и реалист, и этого ему не простили “наши якобинцы”, и не прощают до сих пор. Имя Карамзина либеральной прессой, по сути, и сегодня замалчивается. Его подымают на щит больше “консерваторы”, к каким причисляют и сегодня Н.М. Карамзина.
Сергей
Ваше любимое произведение литератора Карамзина?
Виктор Каменев
Рыцарь нашего времени
Каменеву
“…переживающих по поводу освобождениЕМ” ?
Виктор Каменев
…освобождениЯ, спасибо за повышенное внимание, опечатка-с
Либеральное
Эхо Москвы разместило http://www.echo.msk.ru/blog/b_akunin/1035244-echo/
Виктор Каменев
Я в курсе этого проекта. Политический оранжевый проект провалился, и Акунин, бывший оранжевый активист, проживающий, как все серьезные профессиональные революционеры, в заграницах, решил, кажется, выместить свои оранжевые иллюзии на истории России. Его опус уже ожидают
Normal
0
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;}
http://www.odnako.org/blogs/show_24744/ . Кстати, эта идея, что называется. носится в воздухе, и задела меня: я еще раньше написал статью “Коллективный Карамзин”, она также опубликована на Однако. Имя Карамзина врывается в сегодняшнюю жизнь со всех сторон…
Совок
Да ладно, об чем спор, народ уже сам разобрался и расставил акценты. Была “карамзинка” – стала “морозовкой”, и исторически обосновано и ассоциации соответствующие, реальными жизнью и опытом подкрепленные . Нормалёк всё. Все довольны. Не ссорьтесь, горячие симбирские парни!
Обмолов
Клал, кладу и буду класть. Деньги в банк под проценты. А в слово “умалишенный” надо вкладывать больше сочувствия.
Неа,
“умалишенный” и “душевнобольной” для нас некомильфо. Стыдно быть “душевнобольным” в нашей уж сотни лет здоровой стране, стыдно и богопротивно. Это убивать и воровать не стыдно. Плевать в предков не стыдно – они не ответят. А “либеральность” – так просто преступление перед человечеством.
Виктор Каменев
Сочувствия надо вкладывать больше, а отсебятины – меньше, проявлением действительно сочувствия к душевнобольным будет присвоение больнице имени врача Копосова, именно он лечил их души. Фамилия Карамзиных дала на это деньги, благородный пример, достойный подражания.
reader
Будь я В. Каменев, то сам себе бы возразил: Н. Карамзин тоже был душевный лекарь – он лечил душу нации.
Между прочим, если назвать “имени Копосова”, то всё равно будем говорить “бывшая Карамзинка” – мы ведь все в разной степени душевно недообследованные :))
Виктор Каменев
Пожалуй, Карамзин был одним из творцов “души нации” – ведь он, словно “Коломб”, открыл России ее историю. Какое-то время будут, конечно, говорить “бывшая Карамзинка”, но не все… Время лечит все раны, вылечит и эту. А душевно недообследованным принимать “Историю” Карамзина три раза в день по 20 страниц!
reader
Спасибо, главврач. Но, справедливости ради, осмелюсь напомнить, что я написал «… мы ведь все в разной степени …». Прописанная Вами микстура вряд ли поможет душе изменить своё отношение к влиянию профиля лечебного учреждения на имидж выдающегося историка. Всё же Вы согласны, что сочувствия надо больше? Рад этому.
Виктор Каменев
Глас reader что глас народа… действительно все, хотя и в разной степени, нуждаемся в исторической микстуре от Карамзина. Все имеет значение, в том числе и профиль лечебного учреждения, когда мы выходим на историческое поприще, где идет нескончаемая война за будущее.
Каменеву
Пожалуйста!
Виктор Каменев
Душевнобольные есть в любой стране, в либеральнейших странах их тоже немерено, так что не будем посыпать голову пеплом. Стыдно прикрывать больными людьми свои политические либеральные демотиваторы. Каждую слезинку ребенка готовы использовать в “борьбе”… Нет ничего фальшивее слов об этой слезинке, – сказал по этому поводу когда-то Федор Михайлович.
Либеральнейший
Виктор, всегда проявляет такую сногосшибательную суперактивность ,что представляется , почти как боец без правил на ринге единоборств ! И он настолько активно наступает . или обороняется руками , ногами , головой , словами , корпусом , взглядом – находясь постоянно в движении , что из этого потока движений и слов, в этой , создаваемой ветряной мельнице движениями всех его членов , иногда совершенно невозможно уловить и саму суть сражения на достославных полях Улпрессы – за кого , и за что , он то намертво стоит в обороне , и кого , и за что , то разит как молнией отступников и раскольников ! Когда то во вражеском эфире звучало – Ахтунг !Ахтунг ! -В небе Покрышкин ! … Так где же эти , затаившиеся таинственные либералы еще царских времен ,окопавшиеся в симбирских штатных расписаниях , различных учреждений ! А заодно и ответчики сегодня , за все и вся , по учебникам истории со времен Очакова и Бородина ! Пугливо удирающие с виртуальных полей сражений , лишь завидя на горизонте некое подобие несущегося смерча Торнадо – и шепча холодеющими губами -уходим , уходим -это Виктор Каменев !!! Пойдемте , пойдемте господа либералы пока миром , да полегоньку в трактир Кухтина , чайку попьем , да и переждем надвигающуюся бурю , авось бог даст , пронесет и на этот раз … Тсс-с!!! Каменев !
Виктор Каменев
Знаки препинания ставятся сразу после слов – читать вас, либеральнейший, тяжко! В трактирчике, за чайком, почитали бы Федора Михайловича – глядишь, в голове-то и прояснится…
Либеральнейший
Грешен Виктор! Громоздкий очень язык (троешник ) . Да дались они вам эти запятые , главное – вам здоровья и дальше держать удар ! А читать вас , ей- бо забавно !
Ага
Читать забавно, спорить – бессмысленно. Правильно писал либерал Николай Некрасов: «Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь… » . Маниакального склада человек, зря открещивается от колонии душевнобольных – может еще пригодиться воды напиться.
Виктор Каменев
Спасибо, и вам не болеть!