Многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда представители автосервиса отказывали в нахождении рядом с автомобилем во время его ремонта. Представители СТО объясняют запрет заботой о безопасности клиентов и даже ссылаются на некие федеральные нормативные документы.

Владельцы машин считают все это самодурством «сервисменов» и попыткой обмануть потребителя.

Кто прав, разбирался корреспондент «СК».

На днях Александр решил сделать небольшой ремонт своей «десятки». В одной из СТО предложили устранить неисправность за 600 рублей.

— Загнав авто на подъемник, я отошел в угол мастерской и стал наблюдать за подъемом машины, – рассказал он. – Однако подошедшая администратор заявила, что нахождение заказчика в ремзоне запрещено – в этом случае ремонт производиться не будет. Я сказал, что отказываюсь от ремонта на таких условиях.

Когда машину опустили на землю, администратор заявила, что я должен заплатить 200 рублей за якобы начавшийся ремонт. Но никакого ремонта не проводилось… Почему же сотрудники станций не разрешают владельцам присутствовать при ремонте их машин? Бывает, в СТО запрет объясняют необходимостью обеспечения безопасности самого клиента. Возможно, это и так, но тогда почему нельзя обезопасить заказчика, оборудовав отдельное помещение, из которого он мог бы наблюдать за ремонтом? На деле автовладельца чаще всего отправляют в изолированную «комнату отдыха» или вовсе предлагают вернуться за автомобилем через какое-то время.

Еще одна распространенная отговорка: утвержденное Приказом Министерства промышленности РФ от 1.11.1992 года №43 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-тракторы)», в п. п. 3.2.22 которого указано следующее: «Нахождение заказчика в основных производственных помещениях без разрешения руководства предприятия запрещается. Перечень участков, где разрешается присутствие заказчиков, устанавливается администрацией автообслуживающего предприятия».

В то же время в соответствии с п.31 Постановления правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 года №290 «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» «потребитель вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ), не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помеще-ниях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии».

Эти два положения противоречат друг другу, однако в соответствии со сложившейся иерархией правовых актов Постановление правительства РФ №290 имеет главенствующую юридическую силу над нормативным актом органа исполнительной власти.

Эти правила должны вывешиваться на каждой станции технического обслуживания автомобилей на видном месте, и их отсутствие само по себе является нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей».

И все же чаще всего запрет на присутствие автовладельца при ремонте или техобслуживании своего авто не обосновывается ничем – дескать, не нравится, езжай в другую автомастерскую. Проблема в том, что от такой «таинственности» у клиента поневоле закрадывается подозрение о нечестности работников СТО.

Михаил третий год является владельцем «Фольксвагена Пассат», аккуратно проходит ежегодное ТО. Каждый раз он покупает в фирменном магазине машинное масло, фильтры и промывочную жидкость, но у него нет ни малейшей уверенности в том, что при ремонте его машины используются именно эти «расходники».

При последнем ТО автомобиль забрали и велели вернуться через полдня, а на просьбу присутствовать при ремонте ответили отказом. Через 40 минут после того, как Михаил уехал, ему перезвонили и сообщили, что машина готова и он может ее забрать. Негодование у Михаила вызвало не столько то, что ремонтники выполнили работу раньше оговоренного срока, сколько неуверенность в том, что с его машиной вообще что-то сделали.

Вадим Пилюков