Работники двух димитровградских заводов намерены выйти на акцию протеста.
Сразу два коллективных трудовых спора на единой промышленной площадке Димитровградского автоагрегатного завода могут закончиться протестными действиями. Кризис охватил не только сам ДААЗ, где трудятся около 5000 работников, но и местный завод светотехники (более 1200 работников).
К ЗАБАСТОВКЕ ГОТОВЫ!
Тысячи работников единой промышленной площадки Димитровградского автоагрегатного завода могут в ближайшее время выйти на акцию протеста. Сотрудники ДААЗа и Димитровградского завода светотехники (бывшей дочерней организацией ДААЗа) не могут договориться с работодателями по ряду проблемных вопросов. Требования работников предприятий, в целом, совпадают:
Повышение тарифных ставок и окладов на 20% с 1 января 2013 года и доведение заработной платы до достойного уровня;
Сохранение социальных льгот и гарантий, предусмотренных единым действующим коллективным договором, при переводе работников в создаваемые при производственной перекомпоновке предприятия промплощадки;
Дополнить действующий коллективный договор пунктом о компенсации за работу при температуре воздуха выше и ниже допустимых величин, предусмотренных СанПиНом;
Принять меры к безусловному выполнению 5-го раздела коллективного договора, а именно: все социальные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим разделом, должны распространяться на работников, уполномочивших профсоюзный комитет ОАО “ДААЗ” представлять их интересы.
– К сожалению, после того, как 6 лет назад сменилась очередная управленческая команда, и на заводе появилось руководство из ОАО “Объединенные автомобильные технологии”, зарплата у заводчан почти не увеличилась, – рассказывает ведущий специалист по информационной работе профсоюзной организации ОАО “ДААЗ” Юрий Шерстнёв. – Долгое время заработок индексировался на величину меньшую, чем официальная инфляция по Ульяновской области. Даже сегодня наша средняя зарплата примерно на 6% ниже средней по городу. Основные рабочие получают по 14 – 15 тысяч рублей, тогда как на других предприятиях города такой труд оценивается в разы выше.
Как рассказал Юрий Шерстнёв, социально значимые тарифы, что в городе, что в области, принимают исходя из средней по региону заработной платы. Эти нормативы, увы, никак не соотносятся с реальной зарплатой работников предприятий. Когда было принято решение об очередном повышении тарифов ЖКХ, оплата коммунальных и прочих платежей стала “съедать” уже не 20 – 30% от заработка сотрудников предприятий, а почти по 60 – 70%. Цены в магазинах тоже существенно выросли (и продолжают расти). В итоге на зарплату работникам промплощадки ДААЗа стало невозможно полноценно жить, приходится выживать.
ДЕНЕГ НЕТ… И ТОЧКА
По мнению представителей профсоюзной организаций заводов (первичка ОАО “ДААЗ” объединяет профорганизации нескольких предприятий, в свое время выделившихся из Димитровградского автоагрегатного завода, членство там приближается к 95%), работодатели не желают идти на какой-либо разумный компромисс. Сначала по вине работодателей примирительные комиссии не спешили искать взаимовыгодные решения, заканчивая заседания иногда за полчаса до намеченного времени. Затем – на стадиях привлечения к решению спора посредника и Трудового арбитража – та же сторона тратила больше времени на неоднократное переписывание протоколов, прописывание оговорок и выбор посредника, нежели на решение проблемы. За все время переговоров работникам не было предложено ни одного реального варианта выхода из положения.
Ряд встреч на высшем уровне (с участием руководства ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и компании “Объединенные автомобильные технологии”) также не сдвинули спор с мертвой точки.
Тем временем 2 апреля на Димитровградском заводе светотехники прошла конференция трудового коллектива. Работники постановили, что забастовке быть, и наметили ее на 10 апреля. Сотрудники ДААЗа, которые проводили свое собрание в тот же день, также собирались определиться с датой забастовки в ближайшее время. Здесь, однако, возникли затруднения: дело в том, что большая часть продукции предприятия поставляется на “АвтоВАЗ”, ряд подразделений которого будет работать, в апреле лишь три дня в неделю. Следовательно, сокращенный график работы введут и на ДААЗе. Возможно, сотрудников вообще отправят в простой. Объявлять же забастовку в те числа, когда завод и так не будет работать – глупо. Это сыграет только на руку администрации, которая сможет не оплачивать им простой.
Понятно, что такая ситуация не может длиться вечно. Пока карманы работников пусты, их требования будут расти с каждым месяцем, а социальная обстановка на предприятии – накаляться. Чем это обернется, можно только предполагать. Ясно одно – ни городским, ни региональным властям итог не понравится.
Однако до этой простой истины не может дойти, кажется, не только работодатель, но и областной суд.
СУДЕБНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 апреля выяснилось, что работодатель решил всеми возможными способами оттянуть дату начала забастовки, а в идеале – добиться признания акции протеста незаконной. И первым звеном решения этой задачи стал областной суд. До сведения представителей работников в коллективном трудовом споре с работодателем ООО “ДЗС” было официально доведено определение Ульяновского областного суда.
ООО “ДЗС” обратилось с иском к представителям работников и к первичной профсоюзной организации ООО “ДЗС” о признании забастовки, назначенной на 10 апреля 2013 года, незаконной. Одновременно истец подал заявление об отложении начала забастовки сроком до 15 дней. Заявление мотивировано тем, что бессрочной забастовкой будет причинен значительный материальный ущерб предприятию, что приведет к его банкротству.
Как сказано в иске, предприятие является градообразующим для Димитровграда, где находятся четыре учреждения по исполнению наказаний. В связи с этим высвобождение почти 1300 человек может усилить социальную напряженность в регионе, ухудшить криминогенную обстановку, нарушить общественный порядок и, как следствие, создать предпосылки угрозы жизни и здоровью жителей города. Неприятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
Ходатайство истца суд нашел разумным и обоснованным. Вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер является очевидной… К тому же, по мнению суда, баланс интересов сторон, публичные интересы, а также интересы третьих лиц в случае принятия обеспечительной меры не нарушается, так как речь идет лишь об отложении забастовки.
В результате… “определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений”.
Доводы работодателя суд нашел разумными… А выслушать аргументы противоположной стороны трудового конфликта, то есть коллектива, почему-то не счел нужным. Представителей профсоюза даже не пригласили на слушание по этому определению. Такой вот “баланс интересов”.
ЖДЕМ!
9 апреля должно состояться заседание суда, на котором будет принято окончательное решение по забастовке. В этом заседании примут участие и юристы со стороны профсоюзной организации. Они постараются убедить почтенный суд в том, что никаких негативных социально значимых последствий забастовка 1200 работников ДЗС городу с населением более 120 тысяч человек не принесет. Что же до экономического ущерба работодателю… Издержки грозят любому собственнику, который не умеет, не может или не хочет договориться с трудовым коллективом. У сотрудников тоже есть право на нормальный заработок. И именно это они хотят доказать своей акцией протеста. Впрочем, доказать что-либо Ульяновскому областному суду в этот раз вряд ли удастся, так как дело будет рассматривать та же судья, что вынесла определение по иску администрации завода.
Несмотря на столь тяжелую ситуацию, профсоюзная организация намерена отстаивать как основные интересы работников, так и право на забастовку. В случае, если решение суда не устроит представителей работников, они намерены его обжаловать.
– Мы в любом случае будем продолжать эту борьбу, – говорит председатель профкома ДААЗа Владимир Безруков. – Если администрация не сможет предложить работникам приемлемый вариант повышения заработной платы и решения прочих проблем, забастовка состоится. Пусть даже и через некоторое время.