С начала нынешнего года в России заработала так называемая автоматизированная информационная система обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО). База данных призвана отслеживать страховые истории каждого водителя с тем, чтобы применять повышенные коэффициенты для лихачей, часто попадающих в аварии. Однако от нововведения страдают и аккуратные водители, которые теперь лишаются накопленных за годы скидок.
Житель нового города Валентин Алексеевич в преддверии дачного сезона решил застраховать свою «Оку» на семь месяцев. За полисом ОСАГО он отправился в ближайший офис «своей» страховой компании, где его ждал неприятный сюрприз. Вместо прежних 800 рублей с него потребовали 1200 рублей. Новые расчеты оператор объяснила тем, что с 1 января этого года начал работать АИС ОСАГО и все накопленные клиентом скидки обнулились. Валентин Алексеевич выложил требуемую сумму, но и после этого сотрудница страховой компании согласилась оформить полис ОСАГО только после оформления страхования жизни водителя стоимостью 600 рублей или квартиры на ту же сумму…
В попытке выяснить, насколько законны действия страховщика, Валентин Алексеевич обратился в «СК».
Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), с 1 января 2013 года по всей стране начала работу объединяющая всех страховщиков АИС ОСАГО. В эту единую базу стекаются все данные о заключенных договорах и совершенных авариях. На сегодня там содержатся сведения о 80 миллионах договоров, заключенных страховщиками по «автогражданке» за последние два года, что близко к 100 процентам от числа действующих полисов ОСАГО.
Теперь автовладельцу, совершившему аварию, не удастся избежать повышения стоимости полиса даже в том случае, если он сменит компанию. Этим способом ухода от повышенной ставки пользовались многие недобросовестные водители. При отсутствии единой информационной системы страховщики попросту не могли проверить аварийную историю водителя. Впрочем, некоторые страховщики подстраховывались. При заключении договора с новым клиентом, для начисления ему пятипроцентной скидки, они требовали документ от предыдущего страховщика о том, что у новоявленного клиента нет за плечами аварий, в которых он виноват. Агенты на это вообще не обращали внимания и оформляли полис исходя из данных, указанных в старом полисе. Сейчас у страховщика перед глазами будет практически вся история автовладельца, даже если он сменил страховую компанию.
Согласно действующим нормам, если в течение года не было аварий – водитель получает пятипроцентную скидку на договор автострахования на следующий год. Но если была хотя бы одна авария, в которой водитель признан виновным, то страховка на будущий год увеличивается в 1,55 раза. В случае с Валентином Алексеевичем за шесть лет безаварийной езды была накоплена 30-процентная скидка, следовательно, в этом году он мог рассчитывать на очередное снижение стоимости страховки (760 рублей вместо прежней 800), но вместо этого получил удорожание полиса сразу на 50 процентов, словно в прошлом году по его вине произошло ДТП.
В страховой компании такую арифметику объяснили несовершенством системы АИС ОСАГО, в которой «могут быть ошибки», ведь «она только начинает работать». При этом уточнили, что добиться возврата скидок можно только через суд. Много ли водителей пойдут с исками? При этом потери могут быть и ощутимыми. Если учесть, что средняя цена договора ОСАГО по Ульяновску составляет 4000 рублей, безаварийная езда позволяет уменьшить стоимость страховки на 200 рублей, а одна авария – увеличивает на 2200 рублей.
Как признают сами страховщики, проблема потери бонусов будет зреть по мере оформления полисов ОСАГО водителями, многие из которых окажутся не готовы к резкому подорожанию «автогражданки». Не стоит забывать и о том, что в настоящий момент правительство обсуждает возможности увеличения лимитов выплат по ОСАГО со 160 тысяч до 400 тысяч рублей. По некоторым оценкам, это увеличит стоимость ОСАГО на 30-50 процентов. Вместе с тем, никаких предпосылок для повышения расценок нет. Согласно данным, в прошлом году страховые компании собрали с российских автовладельцев 121 миллион рублей премий, что на 12 процентов больше, чем в 2011 году. При этом количество выплат пострадавшим за тот же период выросло лишь на восемь процентов. Причем такая разница в динамике роста премий и выплат наблюдается не первый год.
Вадим ПИЛЮКОВ
Стритрейсер
Да ужимают нас со всех сторон по самое небалуй!
Учитывайте пострадавших от “подставщиков” и “блатных” с номерами типа М 666 ММ и т.д. Они будут переплачивать втрое. Государство выжимает из народа ВСЁ! Думаю терпеть народ долго такое попросту будет не в состоянии…
Клиент Ренессанса
Сказали, что базу посмотрят, но если нет данных (такое часто бывает) сдедают скидку, накопленную в текущей компании.
Просто Валентин Алексеевич лох, а лох платит всегда.