Виктория Чернышева
Ульяновская область намерена предложить ввести на федеральном уровне квоты для приема на работу выпускников образовательных учреждений. О желании выйти с соответствующей законодательной инициативой в Госдуму в своем блоге заявил глава региона Сергей Морозов. По его мнению, такое решение могло бы в корне изменить ситуацию, ведь именно вчерашние студенты испытывают самые большие трудности с трудоустройством.

– В федеральный закон о занятости населения недавно внесены поправки, предусматривающие “административную ответственность работодателей за распространение информации о вакантных рабочих местах, которая содержит ограничения дискриминационного характера по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника”. Но работодатели находят способы эту меру обходить. Они предпочитают не трудоустраивать молодежь, не имеющую опыта работы, – пояснил свою позицию Морозов.

Итог закономерен – многие молодые люди уезжают из региона туда, где есть возможность найти работу с неплохой зарплатой – в Москву, Санкт-Петербург, соседние миллионники.

Впрочем, по мнению рекрутеров, ситуация все же меняется, причем, кардинально. Раньше с началом весны на ульяновский рынок труда выплескивалась целая волна молодых людей, которые активно начинали искать работу. Сегодня же многие знают, куда устроятся после вуза, еще до получения диплома. По словам руководителя ульяновского Агентства кадровых решений Елены Сорокиной, выпускники сегодня востребованы: все больше компаний предпочитают не перекупать специалистов, а “выращивать” самостоятельно.

– Но здесь важно говорить о качестве выпускников. Приоритет получают те, кто имеет хорошие теоретические знания и может реализовать их на практике, достаточно инициативные, с высокой мотивацией. И, что главное, имеющие адекватные амбиции в зарплате. Понятно, что выпускник не может сразу же претендовать на заработок в 20-25 тысяч рублей. В первые полгода он является практически стажером. Для того, чтобы он начал приносить предприятию пользу, работодателю нужно взять на себя затраты по адаптации нового сотрудника. Если выпускник готов к этому, то он будет востребован, – говорит Елена Сорокина.

На работу вчерашних студентов в последнее время все активнее принимают ведущие ульяновские предприятия. Чтобы преодолеть кадровый дефицит, “Авиастар” в настоящий момент набирает работников без специального образования. В том числе, и выпускников. Их обучают востребованным на производстве специальностям прямо на месте.

На УАЗе с конца 2012 года реализуется программа профессиональной адаптации выпускников вузов. Как уточнили в пресс-службе автозавода, в течение двух лет молодой специалист, наряду с освоением своих функциональных обязанностей и изучением специфики предприятия, проходит ряд тренингов, которые должны развить его личные компетенции, в рамках корпоративной культуры. За каждым выпускником закрепляют опытного наставника. Завершение адаптации служит сдача своеобразного “экзамена” – проекта, который должен решить конкретный производственный вопрос или совершенствовать процессы на рабочем месте.

Сами производственники уверены: обязательные квоты для приема на работу выпускников узаконить можно. Но тогда необходимо ввести какой-либо стимул для работодателя, чтобы он стремился взять на работу молодого специалиста. Например, сделать определенное налоговое послабление.

В Ульяновской области проблему трудоустройства выпускников намерены решать по-своему. В ближайшее время здесь подготовят документ, регламентирующий проведение стажировки молодых людей, испытывающих трудности в поиске работы. Предложения по этому вопросу региональное минтруда и соцразвития должно внести до 1 мая.

Кстати
Проблемы в поиске работы испытывают не только молодые люди, но и люди предпенсионного возраста. По мнению Елены Сорокиной, проблема в том, что они зачастую не обладают необходимыми для конкретного рабочего места компетенциями, но не столь быстро обучаемы, не так мобильны, как более молодые люди, которым работодатель обычно отдает предпочтение:

– Хороший специалист будет востребован всегда. Во многих профессиях возраст и, соответственно, опыт являются плюсом. Например, квалифицированные производственные специалисты, главные бухгалтера. Менее востребованы бывшие военные, госслужащие – они зачастую не могут адаптироваться к коммерческому сектору экономики. Например, бывший военный, несмотря на его управленческий опыт, не сможет претендовать на должность коммерческого директора: в этом случае нужен профильный опыт, управленческие компетенции иного содержания. Проблема есть, и я, если честно, пока не вижу из нее выхода.