Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин обратился к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с ходатайством об отмене решений всех судов, признавших ульяновского политика Владимира Аладина виновным в нарушении порядка при проведении пикета в сентябре 2011 года. Решения судов Лукин считает незаконными. И еще, добавим от себя, они безграмотные.
На наш взгляд, это дело не стоило и выеденного яйца, настолько было очевидно, что Аладин ничего при проведении того пикета не нарушил. Он уведомил о нем мэрию, указав, что пикет состоится на ступенях главного входа в Ленинский мемориал, и назвав ориентировочное количество участников. Уже после пикета выяснилось, что мэрия направляла Аладину письмо с предложением об изменении места проведения акции: вместо ступеней Мемцентра – площадь перед старым железнодорожным вокзалом. Свое предложение мэрия обосновала тем, что в Мемориале на тот день запланированы мероприятия «Культурного марафона». Однако этого письма Аладин не получил (почта его вовремя не доставила) и проводил пикету Мемцентра. Был задержан полицией, которая составила на него два протокола об административном правонарушении.
По одному из них Владимир Аладин и был мировым судом оштрафован на тысячу рублей. Ему вменили в вину нарушение порядка организации пикета, а именно – проведение его на ступенях Мемцентра со стороны улицы Советской (ныне – Спасская), тогда как главный вход в Мемориал находится со стороны площади 100-летия со дня рождения Ленина, то есть со стороны педуниверситета. Такое показание в суде дал сотрудник полиции, и суд с ним согласился. Это решение было обжаловано сначала в районном суде, потом – в областном (куда Аладин представил уже справки от руководства Мемориала и проектной организации, подтверждавшие, что главный вход не тот, что со стороны площади, а тот, что со стороны улицы Советской) и, наконец, в Верховном суде. Все инстанции оставили штраф в силе, с чем Владимир Аладин категорически не согласился и написал уполномоченному по правам человека.
В распоряжении редакции есть копии всех перечисленных судебных решений, и все их отличает одно общее качество – это непрофессионализм, на что, собственно, и указал в своем ходатайстве Владимир Лукин. Копия ходатайства у нас тоже есть. И, признаюсь, приятно читать такие документы. Текст ясный, на правильном русском языке, с соблюдением всех норм грамматики и синтаксиса, со ссылками на конкретные статьи Конституции, законов и международного права, на разъяснения Конституционного суда России и Верховного суда. Не стану утомлять подробностями (хотя есть желание опубликовать текст ходатайства полностью – в качестве образца добросовестного подхода к вопросу и в назидание, так сказать, ульяновским судьям), остановлюсь на одном моменте доводов уполномоченного по правам человека. Его смысл в следующем: как можно было выносить решение на показаниях полицейского и при этом не запросить из соответствующих официальных структур справки о местонахождении главного входа в Мемцентр? Как вышестоящая инстанция могла оставить решение в силе, при том, что в деле на тот момент такие справки уже появились? Я думаю, что только по причине правового нигилизма судей, пренебрежения к Конституции, законам и правам конкретного человека и, повторюсь, вопиющей судейской безграмотности.
Ходатайство, как сообщили из Верховного суда, принято к рассмотрению, но есть в этом процессе одно «но»: передали дело судье, который его уже рассматривал и подтвердил решения ульяновских судов – он в ВС курирует, оказывается, нашу область. И вопрос тут в том, решится ли он отменить, наряду с вердиктами нижестоящих инстанций, и свое собственное решение.
Василий МЕЛЬНИК