Одна из крупных российских нефтяных компаний – «Лукойл» – снижает цены на автомобильное топливо. Эксперты гадают, что бы это значило.

Например, последуют ли примеру «Лукойла» и другие компании или же этот случай особый, поскольку на лукойловских АЗС цены были выше, чем у других. До сих пор фирма объясняла это качеством своего топлива, которое соответствует мировым стандартам. Но цены высоки не только у «Лукойла». Не намного они ниже и на заправках «Роснефти», а все вместе цены отличаются тем, что давно вышли за рамки здравого смысла.

«СК» уже не раз приводил сравнения стоимости бензина и дизтоплива в нефтедобывающих странах.

Повторим эти данные (они от конца ноября 2012 года, то есть в России цены сейчас еще выше). Венесуэла (бензин) – 2 рубля за литр; Иран – 3; Саудовская Аравия – 5; Катар – 6; Бахрейн – 6; Туркмения 6,2; Кувейт – 6,3; Оман – 10; Бруней – 12; Россия – 29. Даже в не столь богатых нефтью Казахстане и Азербайджане цены на бензин ниже российских – около 20 рублей за литр, и они примерно такие же, как у нас, в США, львиную долю нефти экспортирующих из стран Персидского залива. То есть они должны доставить ее до морских портов, погрузить в танкеры, перевезти через два океана, и все равно их бензин не дороже нашего.

Это какой же навар получают российские нефтяные бароны?

И вполне возможно, что цены на автомобильное топливо достигли у нас потолка, при котором оказываются массовому потребителю не по карману, почему «Лукойл» и начал их снижение. Способствует этому и мировая конъюнктура – нефть падает в цене. За последний месяц марка Brent, под которой на биржах идет российская нефть, подешевела ориентировочно на 15 процентов. К тому же из неофициальных источников известно, что бензохранилища страны переполнены и топливо попросту некуда девать, и если бы в России действовали законы рынка, рублей на пять литр бензина должен был бы уже подешеветь. Застрельщиком же в этом тренде должен выступить даже не частный на 100 процентов «Лукойл», а в первую очередь принадлежащая государству «Роснефть». Но она молчит. Больше того – на днях цены на ее заправках были повышены.

Даже для неспециалистов в России и мире очевидно, что ценовая политика российских монополий подрывает экономику страны, делая ее неконкурентоспособной и инвестиционно непривлекательной. Будь то автомобильное топливо, электроэнергетика или теплоэнергетика. В энергосфере, кстати, дошло до того, что задушенные тарифами предприятия строят свои котельные и мини-электростанции и отключаются от ТЭЦ. Потому, наверное, поставщики и звереют, накручивая счета населению, – хотят компенсировать потери из-за ухода предприятий, но и платежеспособность населения не резиновая. И если не укоротить аппетиты монополистов, неизвестно, куда эта кривая нас выведет. Всех, включая и самих монополистов.

Василий Мельник