Татьяна ФОМИНА
Так говорит о себе Александр Архангельский.
Александр Архангельский стал первым гостем нового проекта «Гость города. Гость губернии». Этот проект реализуется фондом «Ульяновск — культурная столица» при финансовой поддержке мэрии. К нам в гости будут приезжать известные деятели культуры, писатели, артисты, общественные деятели.
Приглашение Александра Архангельского на открытие проекта, пожалуй, самый удачный выбор. Ведь он и литературовед, и критик, и публицист, и писатель, и телеведущий. Зрительская аудитория любит его как ведущего замечательной программы «Тем временем» на канале «Культура». Сам же он говорит о себе: «Я литератор. И еще человек книжной культуры, вокруг меня — полки, полки, полки с книгами. На телевидение пришел поздно — в 40 лет. И крышу от него у меня не сносит, потому что сделал кое-что и до телевидения и надеюсь сделать после него».
«Кое-что» — это работа в журналах «Дружба народов», «Профиль» и «Вопросы литературы», в «Известиях», «Литературной» и «Независимой» газетах, авторские программы на радио, цикл документальных фильмов «Фабрики памяти: Библиотеки мира», телевизионные фильмы, профессорская деятельность на факультете медиакоммуникаций Высшей школы экономики. И, конечно, книги: первая — «Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник» — написана в 1990 году, самую новую — «Музей Революции» — Архангельский презентовал в Ульяновске. Чтобы перечислить все, что он успел, не хватит газетной страницы. Так что вполне понятно, что на встречу с Александром Николаевичем пришли музейные работники, библиотекари, деятели культуры, студенты-филологи. Им было о чем поговорить с гостем.
Задавали вопросы, которые волновали всех. Например, о «Музее СССР», который собираются создать в Ульяновске. По мнению Архангельского, наши взаимоотношения с историей XX века не выяснены, и не только по политическим причинам. Есть несколько вариантов, по какому пути идет страна. В побежденной Германии, прошедшей через фашизм, это путь покаяния. В Испании, пережившей франкизм, путь забвения. Страны Восточной Европы и бывшие советские республики стоят на позиции: мы — жертвы, они — палачи, оккупанты. России эти пути не подходят. Нам остается путь накопления памяти, накопления знаний. Потому «Музей СССР» должен стать музеем советского опыта, а не советских мифов. Мифологизированный музей будет интересен только туристам из Китая да и то лет пятнадцать.
Что касается фигуры Ленина, наш гость признался, что пока не видит условий для глубокой спокойной дискуссии вокруг его имени, молодежь эта тема не волнует, пожилых, проживших жизнь с данным мифом, жалко. Но сам Архангельский не приемлет тоталитарного политического насилия во имя любой идеи.
Журналисты, конечно, поговорили с Архангельским о перспективах профессии, которую многие называют продажной, о судьбе печатных СМИ (по мнению гостя, бумажные СМИ вскоре, конечно, станут элитарными), о цензуре. Как коллега коллегам Архангельский заметил, что журналистика действительно зависимая профессия при любой власти. Если нынешняя оппозиция придет к власти, также будет требовать от прессы лояльности к себе. Просто каждый журналист должен провести черту, за которую никогда не переступит, потому что нельзя долго жить в противоречии с самим собой. Что касается цензуры… Сегодня благодаря цифровым технологиям доступна информация со всего мира. Тот, кто хочет иметь в СМИ цензуру, тот ее и получает. Это отказ от выбора, и это тоже выбор.
Все вопросы, которые обсуждались на встрече, так или иначе касались темы поколений. Культура, искусство и литература как непреходящие ценности — с одной стороны, и отказ от них ради погружения в пространство Интернета и социальные сети — с другой. «Мы живем в разорванном культурном пространстве. Легкая смерть или трудная жизнь? Ответ очевиден, — говорит Архангельский. — Можно потратить жизнь на оплакивание ушедшего. Ты можешь оставаться каким хочешь, но подумай о своих детях. Мы должны создать вокруг себя такую среду, которая позволит им развиваться, и, оставаясь самими собой, вписываться с детьми на равных в развитый мир. Понимаете, на себя мы можем махнуть рукой, надо меняться ради детей, надо рисковать — вздохнуть и двинуться в путь».
В завершение встречи Архангельский поделился ближайшими планами: написать для серии ЖЗЛ книгу о Пушкине. И признался в том, что он «профессиональный зануда, который пишет долго, нудно и каждый день». Главное условие для написания книжек — душевный покой.