Этот автор стал настоящим открытием традиционной пасхальной выставки «Под куполом небес» в Ульяновском областном музее народного творчества.
Образно и взволнованно Маргарита рассказывает на своих лоскутных панно о том, что наболело. Добро и Зло столкнулись у нее в битве не на жизнь, а на смерть. Язык для высказываний мастерица позаимствовала у наивных художников и у русского авангарда. Только вместо карандаша, кисти и красок она использует разноцветные кусочки тканей разных фактур да иголку с нитью.
17 работ Маргариты Смирновой на светские и религиозные темы посвящены 400-летию Дома Романовых. Центральное панно представляет групповой портрет последнего в истории России царственного семейства, принявшего мученическую смерть. На голубом фоне Николай, Александра и их дети изображены как святые на небесах.
Почувствовать их, как живых людей, и показать такими зрителю Маргарите помогли рисунки царевен и царевича, которые она увидела в одном журнале. Мастерица поразилась недетскостью сюжетов, прозорливостью юных рисовальщиков.
Вслед за княжной Татьяной Маргарита «рисует» усопшую монашку («В блаженном успении») – в покое, в удовлетворенности содеянным в жизни земной и в тихой радости в приятии мира небесного.
Мороз по коже пробегает, когда смотришь на панно по рисунку княжны Марии «Яхта «Штандарт»: словно на надгробной плите с крестом лежат ровно семь цветков со склоненными головками. Что это, как не осознанное предчувствие беды?
В триптихе «Не зло победит зло, а только любовь» к рисунку с букетиком фиалок с рисунка одной из княжон Маргарита добавила Ипатьевский дом, из которого льется река крови, и костер, из пламени которого взлетают к небесам белые птицы…
Царевичу Алексею она посвятила панно «Сокол мой ясный, царевич прекрасный»: наследнику земного престола уготован был престол небесный.
Работа «Помрачение» делит мир на светлый и темный. Какой из них победит, зависит от нашего с вами выбора. А на соседней работе отважно бьется со змеем Георгий Победоносец: одолеет ли? В это очень хочется верить автору, ведь среди ее героев – образы подвижников веры, которые молятся за Россию.
Выбор тем у Маргариты не случаен. Она глубоко переживает, что в наше непростое время попираются базовые духовно-нравственные ценности: вера в Бога, любовь к ближнему и к Отечеству, почитание родителей и старших, воспитание в любви и строгости детей, чистота, целомудрие, память о прошлом… Своими лоскутными «картинами» она, как может, по-женски, протестует, борется против этого помрачения.
Мастерица более 15 лет работает в музее народного творчества. Рисовать любила с детства. К самостоятельному творчеству ее подтолкнуло знакомство с произведениями «наивных» художников из коллекции музея. Особенно вдохновили мастерицу лоскутные «картины» Дмитрия Жукова из Чувашии. Первые три работы Смирновой были показаны на выставке «Коврик прикроватный, коврик сюжетный, коврик рукотворный» в 2005 году.
– Моя экспозиция в составе этой пасхальной выставки, – говорит Маргарита, – была задумана еще в конце прошлого года вместе с Ириной Павловой, более 20 лет возглавлявшей музей народного творчества и являющейся главным специалистом по «наивному» искусству в Ульяновской области.
Вторая часть выставки «Под куполом небес» – это «ярмарка» пасхальных сувениров. Россыпь декоративных яиц и куличей радует праздничным разноцветьем. Они выполнены мастерицами в техниках художественного вязания, вышивки, аппликации, квиллига, бисероплетения, казанши, резьбы и росписи по дереву. Их создатели – Татьяна Арбузова, Наталья Филиппова, Надежда Савенкова, Валентина Чугреева, Татьяна Василенко и другие.
Вызывают восхищение произведения Виталия Масарского из Димитровграда. Заурядные пустые куриные яйца он превращает в настоящее кружевное чудо.