В последнее время федеральные и региональные власти, бизнес и общественные организации стали гораздо внимательнее относиться к молодому поколению, понимая, что это приоритет государственной политики. В то же время тема пожилых людей непроизвольно отошла на задний план – их проблемами в нашей стране по-прежнему занимаются от случая к случаю.
Вместе с тем уже в ближайшие годы проблема пожилых людей может превратиться в одну из самых серьезных для страны. Неслучайно вопросам социально-экономического положения этой категории населения было посвящено даже специальное заседание президиума Госсовета РФ.
Однако не все проблемы, проистекающие из факта старения граждан, попали в поле зрения руководства страны. Одна из них к концу де-сятилетия может приобрести не просто массовый, а лавинообразный характер и потребует нестандартного подхода. Это проблема одинокой старости.
По мнению экспертов, в ближайшие годы преклонного возраста станут достигать малодетные граждане, родившие в свое время одного-двух детей. У значительного числа тех, чей возраст скоро приблизится к 70-80 годам, нет никого, кто мог бы осуществлять уход за ними. Часть детей не смогла пережить родителей, среди остальных есть такие, кто, в силу различного рода причин, не имеет возможности выполнять свой долг перед родителями либо не хочет этого делать. Кроме того, каждая одиннадцатая-семья в России – бездетная.
Таким образом, забота о немощных стариках, которая ранее ложилась на плечи детей и внуков, в обозримом будущем, в силу складывающейся демографической ситуации, будет полностью переложена на государство.
Количество стариков-одиночек по отношению к общему числу пожилых людей стремительно возрастает. Уже сегодня из 30,7 миллиона пожилых россиян шесть миллионов – граждане, которые живут одни и требуют определенных социальных услуг. Еще 4,5 миллиона человек нуждаются в паллиативной помощи и постоянном постороннем уходе. Следует также отметить, что раньше других с данной проблемой столкнется Ульяновская область, поскольку она относится к числу регионов с высокой долей постаревшего населения.
Сегодня в стране функционирует всего четыре тысячи учреждений социального характера. Решить проблему традиционным для нашего государства способом – за счет строительства новых организаций – будет невозможно, в том числе по причинам экономического характера: потребуется возвести десятки тысяч объектов и набрать многочисленный персонал.
Очевидно, пути решения проблемы могут быть найдены только на базе нестандартных подходов и решений. Идеальным вариантом могло бы стать строительство ветеранских городков неподалеку от населенных пунктов. Каждый из таких городков включал бы в себя комплекс жилых зданий специальной планировки и сопутствующую инфраструктуру: поликлинику, стационар, аптеку, хоспис, а также другие учреждения, располагающиеся в шаговой доступности -почту, банно-прачечный комбинат, магазины, пункт полиции, места для досуга и прогулок. Сосредоточение в одном месте значительного числа пожилых людей позволило бы не только объединить весь комплекс медицинских и социальных услуг, но и обойтись без существенного увеличения штата сотрудников.
Строительство городков потребует времени и значительных средств, которых сегодня нет ни у государства, ни у самих пенсионеров. Поэтому поиск необходимых финансов тоже требует нетрадиционного подхода. Выйти из положения можно было бы, например, за счет возвращения к жизни тысяч брошенных военных городков и сотен умирающих провинциальных санаториев, пансионатов и домов отдыха. Большинство из этих территорий обладают развитой инфраструктурой, хорошими подъездными путями, благоприятной экологической обстановкой и, в дополнение ко всему, располагаются в живописных местах. Вложиться в эти территории, переоборудовав здания и приведя в порядок инженерные системы и дороги, будет относительно недорого.
Обеспечить пенсионерам безвозмездное проживание будет невозможно, однако создать разумную систему аренды реально. Жилплощадь должна предоставляться на условиях недорогой пожизненной аренды по государственным расценкам – не более половины пенсии за квартиру. Если учесть, что при этом пенсионер может сдать в аренду свое прежнее жилье, сумма для него окажется вполне посильной.
Поскольку «городки пенсионеров» – явление типичное для всех развитых стран, то подобная идея вполне осуществима и в России. Для этого нам необходимо повышать уровень солидарной ответственности за заботу о пожилых людях власти, бизнеса и общества. Важная роль в этом процессе должна принадлежать представителям крупного бизнеса – от них общество особенно ожидает социальных инициатив. Люди, в чьих руках сосредоточены внушительные финансовые капиталы, во многом обязаны своим успехом старшему поколению, которое вполне заслужило право на то, чтобы осень своей жизни провести в достойных условиях.
Нам всем стоит понять одно: забота о пожилых, престарелых гражданах не менее важна, чем забота о будущем. Однажды старость придет к самым молодым из нас, и они ощутят на себе, как это – доживать свой век в России.
Елена СОРОКИНА, руководитель благотворительной организации «Доброе дело». Телефон 99-09-95

в газете на правах рекламы