Александр Кузнецов
Как воспитать патриотизм на играх и фильмах.
В преддверии главного военно-патриотического праздника страны в Законодательном собрании Ульяновской области прошел «круглый стол» на тему «Великая Победа и современность». Его участники обратились к областному правительству с общественной инициативой активизировать патриотическое воспитание граждан в регионе.
Ученые и педагоги, представители Общественной палаты посчитали, что этому вопросу уделяется сейчас недостаточно внимания. В результате история искажается, неверно трактуется роль ключевых событий страны, в частности – победы в Великой Отечественной войне. «Факты искажают в основном средства массовой информации, но я бы не хотел обвинять всех голословно и говорить, что все это делают специально, – прокомментировал председатель Законодательного собрания области Борис Зотов. – Поколение сменяется, прямых свидетелей войны не остается, даже детям войны сегодня уже за семьдесят. А ведь то, что в истории до конца не раскрыто, забывается или интерпретируется».
Участники «круглого стола» отметили, что патриотические чувства многих людей проявляются только по праздникам. Общественники придумали целую программу, которая должна помочь воспитать в молодом поколении «стабильную» любовь к родине.
Первое, на что обратили внимание, – это центры патриотического воспитания и поисковые клубы. В стране нет законодательной базы, которая бы поддерживала их деятельность. Борис Зотов заявил, что если не удастся продвинуть такой закон на федеральном уровне, то региональный точно должен быть разработан. А пока правительство области попросили провести целевое финансирование этих центров. Дать им денег на проведение экспедиций для поиска погибших при защите Отечества: на проезд, суточные расходы, приобретение палаток и спальных мешков, инструментов и прочего.
Решили, что организацией военно-спортивных игр типа «Зарница» и «Орленок» должны заниматься на самом высоком уровне. То есть нужно создать в структуре департамента по молодежной политике специальный отдел. Тогда игры станут проводиться массово, а не только среди узкого круга любителей. Ведь в игровой форме нужные знания и навыки усвоятся быстрее.
Третья задача – уже в этом году воссоздать во всех муниципальных образованиях детские и подростковые клубы спортивного, технического, культурно-исторического профиля по месту жительства. Поддержать их средствами областного бюджета. Во всех школах ввести должность учителя патриотического воспитания и предмет «историческое краеведение».
Чтобы как-то сократить количество «неправильной» информации в СМИ, общественники предлагают сформировать для областного телевидения госзаказ на цикл краеведческих программ о прославленных земляках, о наиболее ярких страницах истории края.
Инициативы оформили письменно и направили в правительство Ульяновской области.

Об искажении истории
Валерий Перфилов, кандидат исторических наук, заместитель директора Ленинского мемориала по науке:
– На сознание современного общества огромное влияние оказывают медиаструктуры. Но чем дальше от даты Победы, тем больше появляется информации, которая искажает смысл этого события. Дошло до того, что не все молодое поколение понимает сущность фашизма. Фашизм иногда предстает в виде элегантного человека в костюме и галстуке, а не в виде идеологии, где провозглашалось превосходство одной расы над всеми остальными. Не все понимают, что это была война на уничтожение! Странно слышать разговоры, что «пусть бы нас завоевали, мы бы пили сейчас немецкое пиво». Германия – это великая страна, страна Гете, Шиллера… Но нацистская Германия – это совсем другое государство.
Меня поражает, что даже в нашей стране находится много людей, которые ставят на одну доску коммунизм и фашизм, Сталина и Гитлера. Люди уравнивают их преступления: разные по тяжести, совершенные по разным мотивам. Доказывают даже, что коммунистическая Россия повинна в войне не меньше, чем нацистская Германия, что убийство по расовому признаку – равновеликий ответ на классовый террор. «Доброжелателям» удастся доказать, что мы сами виноваты, если мы ничего не будем делать.

О значимости идеологии
Владимир Витрянюк, директор центра патриотического воспитания:
– Сегодня мы считаем, что никакой войны не будет и не надо готовить население к войне. Однако опасность существует, это понимают те, кто следит за ситуацией на Ближнем Востоке. Нам важно понять, что позволило победить нашим предкам, чтобы, по возможности, использовать этот «рецепт победы».
В то время было полное доверие народа к государству, именно поэтому мы смогли быстро мобилизовать все силы общества, и в тылу, и на фронте, для достижения общей цели. Один из главных источников победы – сплоченность народа. Да, было много недовольных советской властью, много предателей. Но как только началась Великая Отечественная война, основная масса порядочного народа сплотилась, чтобы бороться не за свои блага, а за свою землю, свою семью, свою страну.
Александр Андронов, руководитель инфор-мационно-пропагандистской группы областного совета ветеранов:
– Истоки победы закладывались еще в предвоенные годы. Создавались промышленные и сельскохозяйственные предприятия, армия. Выпуск техники был увеличен в три раза. Из неграмотного населения нашей страны надо было сделать конструкторов и инженеров. На конец 30-х годов подушевой доход в Советской России был в четыре раза меньше, чем в Германии. Это говорит о том, как трудно было подготовить страну к войне. О главной же причине триумфа нельзя сказать лучше, чем маршал Жуков: «Только величайший патриотизм советского народа и его армии смогли достигнуть победы».
Именно об этом мы с коллегами из инфор-мационно-пропагандистской группы рассказываем школьникам. За последний год мы объездили 49 населенных пунктов, нас послушали около десяти тысяч человек.

О сохранении памяти
Ирина Суворова, учитель истории гимназии № 33 г. Ульяновска:
– Я тридцать лет преподаю и каждый год спрашиваю себя: «Великая Отечественная война уходит в историю, оно такое же, как тысячи других событий?» И каждый год понимаю, что оно особенное. Дети изучают эту войну с большим интересом. При нашем школьном музее работает группа, которая занимается поиском людей, связанных с войной. Мы изучаем их судьбы: берем у них интервью, ведем переписку, изучаем фото- и видеоархивы.
Эта работа восполняет пробелы, которые создает современная школьная программа. Количество часов на гуманитарные науки сокращается. Историческое краеведение идет всего полгода, у семиклассников по одному уроку в неделю. То есть на изучение военных лет в Ульяновском крае дается всего один урок! А на изучение Великой Отечественной войны на уроках истории – всего пять часов. За это время рассказать о конкретных подвигах, о героях, которые ковали победу, нельзя. А потом мы удивляемся, что дети не знают, кто такие Зоя Космодемьянская и Александр Матросов.

О воспитательных примерах
Владимир Еремин, ведущий консультант Законодательного собрания Ульяновской области
– Мы воспитываем молодежь на негативном телевидении. На это неоднократно обращал внимание Владимира Путина режиссер Станислав Говорухин. Где те фильмы, на которых воспитывалось целое поколение: «Государственная граница», «Офицеры», «В бой идут одни старики»?..
В России есть несколько военно-патриотических праздников. Если каждый из них мы будем отмечать не для «галочки», чтобы не просто помахать флагами и разойтись, у нас получится исправить ситуацию.
Екатерина Шепелёва