Участники «круглого стола»:
Алевтина Петровна Мишина — доцент кафедры начального образования ОГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», доцент, кандидат педагогических наук;
Ольга Геннадьевна Якимочева — консультант отдела общего образования департамента дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования региона;
Ирина Викторовна Скворцова — заведующая центром гражданского образования ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, кандидат педагогических наук, руководитель центра поддержки НКО общественной палаты Ульяновской области;
Марина Алексеевна Батанова — председатель комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области;
Сергей Александрович Ставский — заместитель начальника управления образования администрации г. Ульяновска, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук;
Константин Александрович Долинин — руководитель Ульяновской общественной организации «Родительское собрание»;
Валерий Евгеньевич Морозов — директор негосударственного образовательного учреждения «Симбирская общеобразовательная гимназия»;
Зоя Ивановна Филатова — директор по УВР МБОУ СОШ № 6 им. И.Н. Ульянова, заслуженный учитель РФ, отличник образования РФ, учитель русского языка и литературы высшей категории;
Ирина Алексеевна Обухова — консультант кафедры методики начального образования факультета педагогики и психологии УлГПУ.
За «круглым столом» «Народной газеты» собрались представители министерства образования, надзорного органа, высших учебных заведений, директора школ, представитель родительского сообщества. Цель — обсудить, как идет на территории Ульяновской области внедрение образовательных стандартов нового поколения. Были затронуты и другие вопросы, которые так или иначе связаны со стандартами.

КАК ШЛО ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ?
СПРАВКА НГ
В 2012/2013 учебном году все первые, вторые и «пилотные» третьи классы перешли на реализацию стандартов начального общего образования (НОО). В итоге 452 общеобразовательных учреждения реализуют новые федеральные образовательные стандарты начального общего образования. По ним обучаются 23 389 школьников начальных классов. Из них 10 815 — первоклассников и 11 216 — второклассников. А двадцать общеобразовательных учреждений в Ульяновской области в 2012 году приступили к апробации стандартов НОО в 3-х классах (53 третьих класса, 1 305 обучающихся). С 1 сентября 2012 года введен федеральный государственный образовательный стандарт в пятых классах общеобразовательных учреждений. В 42,1% «пилотных» школ с 2012/2013 учебного года введено обучение школьников пятых классов второму иностранному языку в рамках учебной и внеурочной деятельности.
С 1 сентября 2013 года в штат-ном режиме будет осуществляться реализация новых стандартов начального общего образования в 1,2,3-х классах и в 5-х классах, а также продолжается апробация в 4-х и 6-х классах «пилотных» школ.
Сергей Ставский:
— В 2010 году в опытно-экспериментальную работу по внедрению новых образовательных стандартов включилось 11 общеобразовательных учреждений Ульяновска. Экспериментом было охвачено 7 первых классов, это 724 учащихся. В настоящее время по стандартам второго поколения обучаются 54% детей от общей численности обучающихся на первой ступени. С 1 сентября 2012 года «пилотными» площадками по апробации новых стандартов основного общего образования стали 55 пятых классов в 17 школах, гимназиях и лицеях города.
— В частной школе нельзя без стандартов. У нас самая большая задача — борьба за ученика. И дело не в том, что мы — частная, а в том, что мы вновь созданная школа, в которую еще нужно поверить. Мы с самого начала выбрали, на мой взгляд, лучшую образовательную программу «Школа-2100» именно для внедрения стандартов. Мы познакомились с авторами программы «Шко-ла-2100», которые встречались с некоторыми нашими учителями, остальным сотрудникам предстоит с ними познакомиться в мае и июне этого года. Мы нигде не позиционировались как экспериментальная площадка, но с первого года взяли стандарты за основу. Одно из приоритетных направлений нашей работы — проектная деятельность ученика. Представляете, в прошлом году у нас было реализовано порядка 48 проектов! Это интересно. В течение года все дети — ученики с 1 -го по 5-й класс — озабочены этой деятельностью. В условиях частной школы и малой наполняемости это возможно, в условиях массовой школы это сделать сложнее. Сейчас гимназисты свободно владеют навыками издательской деятельности, ежемесячно выпускают шестнадцати-страничную газету «Лесенка». Дети самостоятельно снимают, монтируют, делают озвучку собственных видеосюжетов и мультфильмов. Наша «Студия без названия» уже известна в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, а также принимает участие в конкурсах за рубежом. — Чем отличаются стандарты старого образца от нового? Какая цель новых стандартов?
Алевтина Мишина:
— Сказать, что новые стандарты — это абсолютно новые по сравнению со старыми стандартами, было бы, наверное, неправильно. Нельзя сказать, что стандарты 2004 года и 2009 года — это белое и черное. Ни в коем случае. Уже начиная с 2004 года в стандарты было введено такое понятие, как «общеучебные умения и навыки», то есть это те действия, которые ребенок мог бы применить в любой деятельности, в любой сфере. Другое дело, что стандарт 2009 года документально зафиксировал приоритетным направлением формирование личности ребенка. Если до этого основным направлением считалось формирование знаний,умений и навыков, то теперь поворот делается в сторону развития личности ребенка. Знания, конечно, важны. Но знания теперь — это составная часть личности. То есть если ребенок знает, как приобрести знания, он их получит. Если ему постоянно дают, дают, дают знания, он не всегда их берет. Но без знаний мы обойтись не можем. В старых стандартах и в новых знания были и есть составная часть. Какие предметные навыки были, такие и есть. Мы от них не отказываемся, но просто изменились приоритеты. На первое место вышел системно-деятельностный подход, хотя о нем тоже говорим с середины 70-х годов прошлого столетия, но тогда он не получил развития. Но теперь зафиксировано документально в стандарте, что обучение базируется именно на системно-деятельностной основе, ключевое слово — это «деятельность», и в этой деятельности дети самостоятельно приобретают знания. А учитель должен быть не рупором, а режиссером. Родители помогают. Проблема очень часто возникает в том, что учителя, ну что греха таить, до конца не все еще поняли особенности стандарта, не все перестроились, и, конечно, проблема в том, что учителя перекладывают часть своей работы на родителей. Проблемы возникают от того, что учитель не до конца разобрался, не объяснил родителям, что собой представляют новые стандарты, как стоит вести себя, отсюда мы слышим вопросы: кто придумал стандарты, зачем они нужны? Да, на этапе подготовки объем документооборота вырос, потому что это требовало введение стандартов. Но без нормативно-правового обеспечения вводить стандарты невозможно. Такая же работа была, когда вводили стандарты 1998 года, 2004 года. Проблема еще в том, что в некоторых образовательных учреждениях, к сожалению, часть работы администрацией была переложена на рядового учителя. Конечно, пошло возмущение, конечно, пошло недовольство. Там, где было организовано все правильно, в соответствии с требованиями стандартов, таких проблем не возникало.

ВЫ ЧИТАЛИ, ЧТО НАПИСАНО В УЧЕБНИКАХ?
Мнение одного папы из Ульяновска: «Возьмите учебник второго класса, там написано: «Пьеро поцеловал Маль-вину. «Хватит лизаться!» — грубо сказал Буратино». Это так адаптировали текст сказки Алексея Толстого. В этом же учебнике есть текст о том, как братство Кольца пробирается по пещерам орков. Это что, текст для второго класса?! Ребенок во втором классе должен знать водосбор, экосистему… В советской школе, мне кажется, было логическое построение всего. И считаю, что надо выпустить общие учебники для всех школ, а не как сейчас: учебников масса, их пишут все, кому не лень. А учителя должны выбрать из них наиболее удобный для них.
Сергей Ставский:
— Хочу высказать свою позицию как родитель. Я тоже сторонник единой образовательной программы и единых учебников. К сожалению, в современных учебниках по литературному чтению в начальных классах нет детских рассказов и сказок Л.Н. Толстого, произведений других русских классиков, на которых было воспитано не одно поколение настоящих порядочных людей России. Это, мне кажется, неправильно. Сегодня нам всем надо подумать над содержанием программы внеклассного чтения для младших школьников.
Алевтина Мишина:
— Дело в том, что проблему учебников мы на уровне региона не решим. Это проблема федерального Министерства образования и науки. Все учебники, по которым работают учителя в школах, включены в федеральный перечень учебников. И, конечно, учителю очень сложно выбрать учебник. Я согласна, что подбор текстов в учебниках разный. Есть такие тексты… Я как филолог согласиться с включением их в начальную школу никак не могу. Есть тексты, от которых душа поет. Здесь учителю важно понять авторское видение, чтобы правильно такие тексты донести до детей. К сожалению, в Федеральном законе «Об образовании» сказано, что выбор учебников — это компетенция образовательных учреждений и учителя.
Валерий Морозов:
— Мы все догматики. Я сам за советскую систему. Мы все хотим видеть в школьной программе то, что нам ностальгически нравится, то, на чем мы выросли. И нам кажется, что сегодняшние дети тоже будут получать удовольствие от тех книг. Не будут они получать! Не будут они их читать! Они читают «Властелин колец». Мы должны идти в ногу с ними. Мы должны читать то, что читают дети, и направлять их. Рынок диктует нам другие книги. Дети их возьмут если не в магазине, так в Интернете. Мы должны быть к этому готовы. И должны перестраиваться. Ведь наша задача — научить понимать книгу, автора: проанализировать, оставить ценное, отодвинуть шелуху. Иногда я родителей спрашиваю: честно признайтесь, кто в течение года перечитал Толстого, Пушкина? Ответ: единицы! Многие отмечают, что старая школа отбивала желание читать классику. Как это все происходило? Непонятно. Хочется, чтобы дети, читая и оценивая сегодня произведения,классику читали и после окончания школы.
Зоя Филатова:
— Очень многое зависит от учителя. От его мудрости. От его позиций, как он сможет это дать. Ведь даже на примере современного произведения можно сказать, что плохо, а что хорошо. Мы не должны быть пассивными при чтении.
Константин Долинин:
— Вот тут про стандарты говорим, а родители ведь их не знают. Когда внедрялся стандарт, он очень мало обсуждался и проговаривался с родительским сообществом. И сегодня родители не вовлечены в этот процесс. Я считаю, что нужно переводить стандарты с русского на русский. Ничего не поделаешь, там много непонятного. Я, кстати, критически относился к каким-то изменениям и новшествам в школе. Но потом спросил жену. Она говорит: нет, стандарты хорошие. Почему? Они учат ребенка работать с разными источниками информации. Скорость устаревания знаний такая же высокая, как скорость появления новых информационных потоков. Я за то, чтобы мои дети были адаптированы к современному миру. Но, подчеркиваю, не приспосабливались. Мир будет меняться со скоростью гораздо большей, чем мы можем себе представить. И чтобы успеть в ногу со временем, нужны новые стандарты! И мне важно, кто будет их реализовывать. Но вы обратите внимание на зарплату учителя. Сравните, сколько учитель получает в частной школе, в гимназии и в обычной. Это большая разница. И вы все прекрасно знаете, что качественный состав педагогического сообщества непростой. К тому же идет вымывание лучших кадров. Вот методисты уже испытывают проблемы с теми учителями, которые приходят и проходят дополнительное обучение, подготовку к новым стандартам. Какой-то процент их освоил. Слава богу! Вопрос второй. Они это еще должны донести до родителей, объяснить им. Это может сделать еще меньший процент. Я за новые стандарты, но за то, чтобы родители о них больше знали,
даже если они не хотят этого делать. Я за то, чтобы родители больше вовлекались в школьные проблемы.

МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ОБРАЗОВАНИЕ У НАС БЕСПЛАТНОЕ?
Мнение 20-летней девушки с интернет-форума о новых стандартах для среднего и старшего звена школы: «Возмущает платность образования: ребенка с одними знаниями ОБЖ, физкультуры и России в мире не воспитаешь. Выбор между фундаментальными науками
— математикой, физикой, химией, историей, литературой, русским, географией. Нельзя изучить ФИЗИКУ без ХИМИИ, РУССКИЙ без ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИЮ без ГЕОГРАФИИ!!!».
Алевтина Мишина:
— Это идет искаженное понимание стандарта. Есть хорошая фраза — читайте нормативные документы. В нормативных документах и в том стандарте, который принят для старшей школы, нет предмета с названием Россия в мире. Уже три года длится истерия в Интернете о том, что в старших классах будет всего три обязательных бесплатных предмета, а все остальное — платно. В стандарте для старшей школы четко прописано, что есть девять обязательных БЕСПЛАТНЫХ предметов. Другое дело, что детям дали право из перечня обязательных предметов выбрать один-два в каждой предметной области. Конечно, я согласна, что изучать русский язык без литературы бессмысленно. И сами стандарты, и те программы, которые прикладываются, как раз построены на межпредметной основе. Другое дело, объем тех же знаний по химии, географии, физике, если ребенок не выбирает эти предметы, урежут: он будет не настолько глубоким. Но ребенок обязательно познакомится с основами по всем этим предметам.
Зоя Филатова:
— И еще этот пресловутый вопрос по поводу платного образования. Я удивляюсь, его задают люди разного социального положения и образования. Замечательное руководство
— изучайте документы. Вы слышали о том, что Конституция изменилась? Нет. А в ней определено право на бесплатное образование. Конституцию никто не менял, а следовательно, платное образование нигде не трактовалось.
Валерий Морозов:
— Нет у нас бесплатного образования! Это все завуалировано. Каждый родитель платит за образование. Испытал на себе. Сын окончил шесть лет назад 1-ю гимназию. В старших классах он твердо решил, что поступит в МГУ. Кроме школы он стал заниматься с репетиторами. Я до сих пор помню последние два года обучения в школе. Каждый месяц я отдавал 12 тысяч за репетиторство. Даже не в деньгах была главная проблема, а в том, что он сидел на уроках до двух часов дня, а основные знания получал дальше, до шести вечера — это то время, когда он занимался с репетиторами. Потом приходил домой и делал не нужные ему уроки, чтобы получить хорошую оценку. Вы посмотрите, что творится сейчас с поступлением в вузы. У нас бюджетных мест осталось буквально 20%.
Зоя Филатова:
— С репетиторством вообще какое-то сумасшествие! Почему-то родители даже успешных ребят, которые хорошо занимаются и у которых есть шансы поступить в вуз, обязательно нанимают репетиторов, платят огромные деньги. Сейчас у родителей установка: чтобы поступить, обязательно надо нанять репетитора. Я понимаю, если отстал ребенок или пропустил из-за болезни, то необходима помощь репетитора.
Учитель должен быть не рупором, а режиссером.
Алевтина Мишина:
— Репетитора порой берут не потому, что все берут. Есть еще и проблема кадров: если учитель не выполняет свои прямые обязанности, родители вынуждены брать репетиторов. Это обратная сторона медали.
Марина Батанова:
— Когда едешь в район, то видишь, что нарушений не просто очень много, а они повсеместно. Всего за 2012 год мы выезжали в 64 школы, во всех проверяли на соответствие новым стандартам первые классы. Выдано 64 предписания, было составлено 28 протоколов по поводу серьезных нарушений законодательства, то есть нет школ, которые работали бы без нарушений по реализации новых стандартов. Важно ведь и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, чтобы следить за физическим состоянием ребенка и не перегружать его. Сейчас независимо от того, какая школа — маленькая сельская либо передовая большая городская, необходимо ввести комнаты разгрузки, должность педагога-психолога. К сожалению, они есть в единичных школах. Профессиональный подход на местах очень важен.
Алевтина Мишина:
— Введение нового стандарта — это дело не одного дня. Стандарт рассчитан на 10 лет, конечно, будут и проблемы, и трудности, но если в школе все реализуют, как положено, то стандарт — это плюс, это благо! Если же организуют через пень колоду, приведет только к перегрузу учащихся, недовольству родителей, педагогов. Поэтому здесь очень важно выполнить те требования, которые заложены в стандартах, требования к условиям реализации основных программ.