Российским самолетостроителям откроют доступ к дешевым длинным кредитам. Минпромторг предлагает запустить для этого схему возвратного бюджетного финансирования.

Сейчас авиапроизводители вынуждены брать короткие кредиты по ставке в 12-13 процентов годовых. Высокие ставки – одна из причин, из-за которой отечественные самолетостроители проигрывают своим конкурентам, признал замглавы минпромторга Юрий Слюсарь.

Проблемы отрасли обсуждали участники съезда авиапроизводителей. Прогресс за последние годы в авиапроме есть. Объем выпуска продукции с 2002 года вырос в три раза, общий размер бюджетного финансирования – в 29 раз. Но российские самолетостроители не выдерживают конкуренцию на международном рынке, наша гражданская продукция занимает там долю в один процент, подсчитал Слюсарь. А главный выигрыш от программы развития авиапрома, по которой министерство субсидирует кредиты для авиапроизводителей, получают банки. При схеме возвратного бюджетного финансирования государство будет выделять средства на реализацию программы, а их возврат – происходить по мере ее выполнения. Финансовые ресурсы производители получат по низкой ставке на длительный срок.

Есть вопросы, связанные с системой кооперации. Часть предприятий отрасли обанкротилась, какие-то переквалифицировались, и многие заводы пытаются наладить полный выпуск у себя. В результате отрасль практически перешла на штучное производство гражданских самолетов, и программа по производству судов не выполнена. При плане в 15 самолетов Ил-96 произведено 10 штук. Ту-204 – 31 вместо 69, Бе-200 – 4 вместо 17. Существуют проблемы с организацией конструкторских работ: проектов много, а конструкторов – крайне мало. Производительность труда у нас в девять раз меньше, чем в США. Авиапром “стареет”: 45,3 процента от общей численности в отрасли старше 50 лет, 15 процентов – старше 60 лет.

Андрей РАСКАТОВ