Татьяна АЛЬФОНСКАЯ
Телевидение подвержено моде похлеще любой модницы. Нынче экран заполонили так называемые биографические сериалы. Потревожили знаменитых советских полководцев и летчиков, артистов и министров. И все, что наваяли, режиссеры то скромно, то кокетливо называют «художественным осмыслением реальных биографий».
Однако на деле чаще всего получаются сплошные художества, рожденные в воспаленных фантазиях телетворцов. Последний пример — сериал «Людмила» на канале «Россия-1». Преподносили его как главную премьеру весны. Ну, видимо, трудно удержаться от мании величия, когда берешься рассказать о судьбе великой певицы Людмилы Зыкиной… Она ушла из жизни четыре года назад. Припоминается мне, что за это время по телевидению показали только один большой концерт певицы. Зато все это время с неиссякаемым упорством в разных программах ищут ее пропавшие драгоценности и смакуют поступки нехороших родственников. А бриллианты все никак не находятся! Тут и возникает идея о фильме про певицу. И оказывается, что авторам, кроме поисков этих колец и сережек, в биографии певицы почти ничего не интересно. Главным героем становится следователь, который гоняется за украденными драгоценностями, попутно страдая от неразделенной любви. Первые две серии я долго ждала, где же Зыкина? Когда покажут хоть кусочек биографии? Откроют для меня что-то новое и осмысленное? Но в итоге эти «кусочки» затерялись среди бриллиантовых страстей. А к премьере приурочили еще и документальный фильм о Зыкиной «Бриллианты одиночества», в котором выяснилось, что бриллиантов-то у певицы вроде и не было… Про что тогда мы смотрели восемь серий? Я понимаю: трудно создать нечто равное масштабу Зыкиной, одного из символов советской эпохи. Но без желания это сделать вообще не стоит браться за фильм. Ведь как бы ни прикрывались авторы тем, что для современного зрителя обязательно нужны увлекательный (читай — детективный) сюжет и непременные тайны личной жизни, все это лишь дымовая завеса творческой беспомощности. Силенок не хватает, чтобы соответствовать народной певице. И таланта тоже — чтобы хотя бы с уважением приблизиться к ней. Если вы уважали Людмилу Зыкину, лучше поставьте диск, послушайте, как «издалека долго течет река Волга», как под дугой колокольчик поет, как грустит одинокая тонкая рябина… В этих песнях и душа, и чувства, и смысл, и любовь, и судьба. В них жизнь – настоящая, а не придуманная на потеху пресыщенной публике.