Конек Игоря Кутейникова рассказывать нетривиально об обычном и необходимом. Он – заведующий кафедрой документоведения и библиотековедения факультета культуры и искусства УлГУ, кандидат исторических наук, доцент. Но начали мы разговор с научных работ студентов.

– Одна посвящена защите персональных данных сотрудников. Проблема чрезвычайной важности! – комментирует Кутейников. – Другая важнейшая тема затронута в студенческой работе «Критерии «идеальности» кадровой службы». Сегодня во многих компаниях появилось пришедшее с Запада понятие HR-менеджмента. HR – от слов «гуманитарный ресурс».

Но, назвавшись HR-менеджерами, наши специалисты по работе с персоналом остаются попрежнему кадровиками – людьми, оформляющими документы о приеме на работу и увольнении работников, участвующими в подборе кадров. На Западе это понятие куда шире. Там специалисты занимаются еще и созданием благоприятного морально-психологического климата на предприятии, формированием корпоративной этики, корпоративной культуры. В условиях усиления конкуренции на рынке труда это крайне важно!

Не секрет, что во многих отраслях деятельности, на предприятиях и в организациях сегодня укоренилось хамство как метод руководства и как система отношений между коллегами. Поэтому развитие HR-менеджмента в западном понятии этого термина – перспективное направление исследований, которое мы будем продолжать.

Объективно в России необходима новая управленческая революция. И она произойдет, а может быть, уже началась. Ее суть – привлечь в сферу управления профессионалов, а не креативо-болтунов и коррупционеров.

– Говорят, Вы учите своих студентов принципам эффективного управления. Судя по действиям наших чиновников, не все они с этим знакомы. Ну, хоть намекните!

– Всем студентам настоятельно рекомендуется прочитать книгу Де Марко «Роман об управлении». Издание размещено в интернете, есть экземпляр и в областной научной библиотеке. Здесь в увлекательной художественной форме изложены важные идеи организации и управления. Многие истины, казалось бы, прописные, но для обучения студентов (а может, не только их) – в самый раз. Вот одна из таких истин в интерпретации автора книги: «Многие руководители считают, что управление – это бесконечные совещания и заседания. Но это не так. Главное – правильно расставить людей». В идеале руководитель должен работать в режиме «поручил-забыл».

Кроме того, ничто так не дискредитирует власть, руководство предприятий и организаций, как принятые и неисполненные решения. Сакраментальный пример: крах СССР начался не при Горбачеве, а в 1961 году, когда была принята не исполнимая в принципе программа КПСС о построении коммунизма в течение 20 лет. Большинству населения было понятно, что обещанного благоденствия к 1981 году не будет. Результат, как выразился писатель Юрий Поляков, – всеобщий «апофигей».

Поэтому важнейший принцип управления – авторитет принимаемых решений. Учим студентов, что любое управленческое решение должно иметь финансовое, кадровое, материально-техническое обеспечение и правовое обоснование.

– Вы упомянули, что направление бакалавриата называется «Документоведение и архивоведение». Остановимся на второй дисциплине.

– Специалистов, ориентированных на работу в архивах, мы готовили и раньше. Но положение обязывает, и архивной подготовке мы будем уделять и уже уделяем большее значение.

Необходимо в связи с этим затронуть проблему состояния архивов. Сегодня региональный госархив превратился в «лягушку-путешественницу» – лишился помещения и кочует то в Ленинский мемориал, то в здание бывшего детсада, то в здание областной администрации. Конечно, упаси Бог, но если в результате этих кочевок будут утрачены документы, имеющие особую ценность, то для виновных наступит уголовная ответственность согласно статьям 164 и 243 Уголовного кодекса РФ.

Скорее всего, отвечать будут работники архивов, а отнюдь не те, кто гонял архивные коллекции по всему городу. Мне приходилось бывать и работать во многих архивах Поволжья – от Нижнего Новгорода до Саратова. Нигде госархивы не находятся в столь плачевном состоянии, как в Ульяновске.

И еще об одном нельзя не сказать. Сегодня Росархив на правах агентства входит в Минкультуры, но это самостоятельное юридическое лицо! Во многих городах России и Поволжья есть специально уполномоченные архивные органы, на которые возложены функции по исполнению федерального законодательства в сфере архивного дела. Так, в Татарстане работает Главное архивное управление при кабинете министров Республики Татарстан, в Мордовии – Республиканская архивная служба, в Самаре – Управление государственной архивной службы Самарской области и так далее. В Ульяновске же архивное дело после недавней ликвидации Архивного управления передано в ведение Министерства искусства и культурной политики. В его структуре архивы сначала попали под руководство отдела взаимодействия с муниципальными обраляков, – всеобщий «апофигей».

Поэтому важнейший принцип управления – авторитет принимаемых решений. Учим студентов, что любое управленческое решение должно иметь финансовое, кадровое, материально-техническое обеспечение и правовое обоснование.

– Вы упомянули, что направление бакалавриата называется «Документоведение и архивоведение». Остановимся на второй дисциплине.

– Специалистов, ориентированных на работу в архивах, мы готовили и раньше. Но положение обязывает, и архивной подготовке мы будем уделять и уже уделяем большее значение.

Необходимо в связи с этим затронуть проблему состояния архивов. Сегодня региональный госархив превратился в «лягушку-путешественницу» – лишился помещения и кочует то в Ленинский мемориал, то в здание бывшего детсада, то в здание областной администрации. Конечно, упаси Бог, но если в результате этих кочевок будут утрачены документы, имеющие особую ценность, то для виновных наступит уголовная ответственность согласно статьям 164 и 243 Уголовного кодекса РФ.

Скорее всего, отвечать будут работники архивов, а отнюдь не те, кто гонял архивные коллекции по всему городу. Мне призованиями и по делам архивов, затем создали совмещенный отдел архивов и секретариат. На мой взгляд, необходимо восстановить самостоятельность архивной отрасли, воссоздать специально уполномоченный орган по архивному делу.

– Какие новшества приготовили для абитуриентов в этом году?

– Хотел бы пригласить юношей и девушек для поступления в наш университет для обучения по направлению бакалавриата «Документоведение и архивоведение». Тем более прием на бюджетные места у нас не сокращен, а увеличен!

Кроме того, мы готовим бакалавров по программе ускоренного заочного обучения на базе среднего профессионального образования. Нужен диплом об окончании ссуза и желание сдать тест по русскому языку. Обращаю внимание, что набор на ускоренную форму обучения будет производиться последний раз. Эта форма обучения, скорее всего, будет ликвидирована. Так что спешите учиться!

В этом году кафедра документоведения и библиотековедения факультета культуры и искусства УлГУ отмечает десятилетний юбилей. За эти годы подготовлены десятки специалистов в сфере документоведения и документационного обеспечения управления, а также библиотечно-библиографической деятельности. Абсолютное большинство выпускников трудятся сегодня на территории нашей области, есть немало таких, кто работает в других регионах России. За прошедшее десятилетие сформировался круг научных и научно-практических интересов студентов и преподавателей кафедры. Среди них: документирование деятельности органов власти; совершенствование документационного обеспечения управления в промышленности, строительстве, в бюджетных организациях; внедрение электронного документооборота на предприятиях всех форм собственности; профилактика коррупции средствами документационного обеспечения управления.

В течение последних трех лет студенты кафедры становятся победителями общеуниверситетских конкурсов на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу. В этом году на кафедре успешно прошла традиционная ежегодная студенческая конференция «Актуальные вопросы документоведения и архивоведения».

С нынешнего учебного года на кафедре начали подготовку бакалавров по направлению «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документационное обеспечение управления». Проблемы архивоведения, архивного дела, вопросы изучения архивных фондов занимают все большее место в исследовательской работе студентов и преподавателей кафедры.

Александр Цветов

в газете на правах рекламы