То, что тарифная политика «Ростелекома» приведет к уходу от него клиентов, «СК» прогнозировал еще несколько лет назад. Прогноз более чем сбывается

Толчком к уходу абонентов стало введение тогда еще «Волгателекомом» повременной оплаты за разговоры. Люди состоятельные этого не заметили, но большинство в области тех, кто еле сводит концы с концами и считает каждую копейку. Новшество заставило их экономить, то есть меньше говорить по телефону, и в конце концов они стали пользоваться аппаратом только в случае какой-то практической необходимости. А когда начала распространяться сотовая связь, они быстро увидели выгоды от мобильников, за которые, если не говоришь, не платишь вообще, и невыгоды стационарных телефонов, за которые надо платить, даже если весь месяц не снимал трубку и никому не звонил. У «Волга-Ростелекома» это называется «платой за линию».

Статья расхода для абонента откровенно абсурдная, ведь если имеется в виду линия как провод в квартиру, то и сам провод, и работа по его прокладке людьми оплачены давным-давно, тогда, когда проводился телефон. И за что берут теперь, не понимает, думаю, ни один человек. Это какая-то дань Золотой орде. Но желающих платить дань все меньше, и люди от домашнего телефона стали отказываться. Сначала в пользу сотовых, а теперь и в пользу стационарных, но от других компаний, которые стали приходить в Ульяновск и услуги которых заметно дешевле. Пока, по крайней мере.

Между тем плата «за линию» «Ростелекома» и за разговоры продолжает расти. Это привело к тому, что уходить начали не только физические лица, но уже и юридические. Мы это тоже сделали, и «Ростелеком» тоже пытался «что-нибудь придумать», чтобы нас удержать. Возможно, те самые скидки, о которых сейчас говорят, хотя эти скидки для отдельных абонентов, судя по всему, незаконны, и с этим разбирается антимонопольная служба. Скидки в случае с «Ростелекомом», являющимся официальным монополистом на рынке фиксированной связи, могут быть только общими, для всех.

К этому мы «Ростелеком» несколько лет назад и призывали. Сделать, например, «плату за линию» символической рублей 10-15 в месяц, или обнулить и уменьшить стоимость минуты разговора.

Либо «повременку» ликвидировать вообще, установив умеренную абонентскую плату и вернув стационарному телефону привлекательность. Ресурсы для таких реформ у компании, безусловно, есть, и их можно было бы легко увидеть, если бы «Ростелеком» раскрыл себестоимость своих услуг. Что в ней? Недавно уволившийся глава компании Провоторов получил в качестве компенсации за досрочное прекращение контракта 230 млн рублей, и они тоже в себестоимости «платы за линию». Но эти статьи расходов, на мой взгляд, заурядный финансовый разврат.

Впечатление такое, что руководству компании клиентская база безразлична, и отток продолжится, ведь менеджменту, как показал пример Провоторова, это ничем не грозит. Напротив, еще и многомиллионные «золотые парашюты» получат, с которыми смогут приземлиться хоть в Лондоне, хоть в Майами. Както у нас так получается, что любая услуга превращается исключительно в средство наживы. Даже если все трещит по швам.

Сергей Поленов