Надя Акулова
Коммунальные тарифы должны соответствовать фактическим затратам на оказание коммунальных услуг. Об этом, в частности, говорилось на очередном заседании Палаты справедливости, которое состоялось 16 мая в Колонном зале Дома правительства.
По мнению помощника уполномоченногопо противодействию коррупции на общественных началах Валерия Каменецкого, коммунальные тарифы не следует рассчитывать только на основе нормативов расхода коммунальных ресурсов без учета фактически понесенных расходов на их оказание. При использовании коммунальных нормативов оплата ЖКУ зачастую происходит по максимальным из установленных ставок и норм, а не по фактической их стоимости, что является грубым нарушением конституционных прав граждан. В качестве иллюстрации своего довода помощник уполномоченного указал на то, что оплата уборки снега и льда в зимний период производится по заранее определенному нормативу, а не исходя из количества реально выпавшего снега или образовавшегося льда. Обоснованность подобных коммунальных платежей вызывает справедливые вопросы у граждан, ответы на которые необходимо давать с учетом возможности корректировок действующего законодательства.
В заседании палаты принял участие губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Глава региона был проинформирован о наиболее актуальных зонах повышенного коррупционного риска в деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса области и способах минимизации их негативного воздействия на качество оказываемых жителям региона коммунальных услуг, обеспечение принципа законности и справедливости при расчете коммунальных тарифов. С докладом на эту тему выступил помощник уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, прикомандированный к региональному министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса, Роман Абрамов.
Одна из выявленных актуальных проблем – отсутствие эффективной системы взаимодействия между органами внутреннего финансового контроля министерства энергетики и ЖКК и правоохранительными органами. Проще говоря, в настоящее время результаты проведенных ревизорами министерства проверок не направляются в правоохранительные органы. По мнению Романа Абрамова, было бы полезно наладить такое взаимодействие, эта мера приведет к повышению значимости и результативности внутреннего финансового контроля, а государство получит еще один немаловажный способ воздействия на недобросовестных руководителей управляющих компаний и ТСЖ.
Докладчик с грустью констатировал, что ресурсов для целенаправленной работы по минимизации зон коррупционного риска явно недостаточно. Так, на четыре специалиста министерства энергетики и ЖКК и 18 сотрудников управления регионального государственного жилищного надзора приходится в общей сложности 217 управляющих компаний и чуть более 500 ТСЖ. Проанализировав обращения граждан по фактам коррупции, эксперт сделал вывод о том, что канал связи органов власти с населением должным образом не работает. Судите сами: в министерство энергетики и ЖКК в 2011 году поступило 370 обращений, в 2012 году – уже 1673. Из них обращений с фактами коррупции не имеется, что говорит как об отсутствии практики анализа таких сообщений в общем массиве обращений, так и об определенном неверии населения в возможность предотвращения указываемых фактов коррупции силами органов власти.
В этой связи очень важным и своевременным, как отметил специалист, стало решение губернатора Сергея Морозова о целенаправленной работе по минимизации коррупционных проявлений в системе ЖКХ через введение специальных инспекторов, прикомандированных к органам власти.
– Видя бесперспективность ожидания активности населения в сообщении фактов коррупции, мы стали самостоятельно находить зоны коррупционного риска и, прежде всего, стали проверять анонимные сообщения о фактах коррупции, хотя Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» этого и не требует. Но как выяснилось, именно такие обращения дают массу информации о коррупционных проявлениях, – пояснил Роман Абрамов.
По одному из таких анонимных обращений была выявлена попытка рейдерского захвата управления в ТСЖ «Университет». Отдельные недобросовестные собственники жилья, накопив многолетние долги из-за неоплаты услуг ЖКХ на несколько сот тысяч рублей, пытались обвинить действующее руководство ТСЖ в неисполнении своих обязанностей, в то время как жители домов, находящихся в управлении этого ТСЖ, склоняются к поддержке действующего руководителя.
Еще одним результатом проверок стало установление фактов начисления управляющими компаниями и отдельными ТСЖ к оплате за уборку придомовой территории тех участков, которые не входили в установленный кадастровым планом земельный участок. В итоге жильцы из своего кармана оплачивают уборку городской территории.
Как рассказал Абрамов, управляющие организации, часть из которых ссылается на Постановление главы города Ульяновска № 390 от 2006 года, в соответствии с которым за МКД были закреплены земельные участки, убираемые за счет собственников жилья, игнорируют сведения Государственного кадастра недвижимости, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. Помощник уполномоченного привел примеры такого завышения, Так, разница между сведениями УК и данными Государственного кадастра недвижимости по адресу ул. Корунковой, д. 23 составляет 12 522,08 м2; ул. Камышинская, д. 15 – разница 11 492,48 м2; ул. Рябикова, д. 25 -8 008,43 м2.
– Другим примером инженерного абсурда служит ответ руководства ООО «ЖЭК» от 08 мая 2013 г. на обращение собственника жилья. Дан ответ о том, что ООО «ЖЭК» не ведет статистику фактического выпадения осадков в отопительный период с разбивкой по датам и с указанием количества выпавших осадков и не ведет статистику по датам возникновения гололеда в отопительный сезон, хотя тариф принимается на год вперед, – сообщил помощник уполномоченного.