В Ульяновске собираются уже в этом году создать велосипедную инфраструктуру с хоть сколько-нибудь протяженными велодорожками и массой парковок для любимого передвижного средства почтальона Печкина.

Идея создать «рай для велосипедистов» обсуждалась на заседании правительства в понедельник. Такое решение пришло после воскресного открытия велосипедного сезона в Ульяновске, а изначально с инициативой еще в марте вышли горожане они предложили создать в области веломаршрут.

Чего они хотят
Уже появился первый проект велосипедной дорожки, которая должна пролегать в центральной и северной частях города по улицам Пролетарской (кафе «Колизей»), Рылеева, Средний Венец, Тухачевского, Радищева, Северный Венец, территории УлГТУ, улицам Ульяны Громовой, Юности и Розы Люксембург к новому мосту.

Этот маршрут планируется проложить уже в этом году. Затраты на его создание получатся немалые: работы включают в себя само строительство вело дорожки, вырубку кустов, которые помешают велосипедистам, нанесение разметки и установку дорожных знаков, проверку исправности уличного освещения. Самое важное ремонт дорог, потому что вело дорожки, как это ни прискорбно для дорожников, должны располагаться на качественном асфальте.

По мысли властей, это лишь первый шаг на пути к развитию велосипедной инфраструктуры в регионе. Уже дано поручение продумать варианты создания веломаршрутов в других районах области.

К работе подключится министр транспорта и промышленности Андрей Тюрин, с которым будет решаться вопрос финансирования проекта. Уже решили установить три велопарковки возле Дворца творчества детей и молодежи, Ульяновского государственного педагогического университета и ДК «Губернаторский».

Деньги, годы и Европа
Очевидно, что этот проект становится еще одной мечтой по превращению Ульяновска в европейский город именно там развита велосипедная инфраструктура. В России с этим пока туго, хотя подвижки есть.

В Угличе, например, ежегодно проводится велосипедный фестиваль «Угличская верста». К лету этого года в Москве собираются установить 900 стоянок в основном рядом со станциями метро, где люди могут пересесть на общественный транспорт, а вечером забрать велосипед. Также стоянки организуют в центре города и рядом со школами и университетами. Власти столицы надеются, что использование велосипедов позволит снизить нагрузку на дороги Москвы. В ближайшие три-четыре года в городе обещают сделать около 100 велодорожек.

Создание велосипедной инфраструктуры не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Так, Лондон, который считается одним из самых велосипедных городов Европы, потратит на создание условий для этого вида транспорта полтора миллиарда долларов до такой цифры Ульяновску просто не добраться. На что уйдут деньги, пущенные мэром Лон дона? Да на все те же мероприятия, только в большем масштабе: весь центр города покроют развернутой сеткой велодорожек, они протянутся вдоль всех крупных улиц, повторяя маршруты метро и автобусов, парковки появятся под каждым зданием, кроме того, планируется построить отдельное шоссе для велосипедистов длиной 24 километра. Дорожки максимально огородят от автомобилей и пешеходов, уже создан специальный полицейский департамент, занимающийся исключительно велосипедной темой. Итогом работы мэра города Бориса Джонсона стало то, что уже треть населения Лондона активно пользуется велосипедами. Кстати, сам мэр передвигается по городу именно на велосипеде безо всякой охраны – увидим ли мы представителей нашей власти, которые едут на работу на двухколесном транспорте?

Создание инфраструктуры это дело не одного года и не одного миллиона. Так, в Вене, чтобы справиться с автомобильными пробками, в 2003 году начали работу над устройством велодорожек, и прежде чем удалось пересадить горожан на велосипеды, прошло пять лет, а ушло на это 30 миллионов евро.

В Минске велосипедной инфраструктуре уделяют немало внимания, с середины 2007 года устанавливают дорожные знаки, наносят разметку для велодорожек. Но нет единого проекта, поэтому отсутствует и удобная инфраструктура.

Тоже транспорт
Из этих примеров понятно: чтобы осуществить хотя бы треть необходимых мероприятий для создания в Ульяновске велосипедной инфраструктуры, придется потратить огромные деньги. Тем более если речь идет о создании велосипедной инфраструктуры по всей области. И важно уделить внимание именно безопасности велосипедистов. Сейчас они фактически находятся вне закона непонятно, то ли они являются «разновидностью» пешеходов, то ли видом транс порта. Где им сейчас ездить по дорогам или тротуарам? Велосипедисты выбирают оба варианта. При этом ГИБДД считает велосипед именно транс портным средством.

Велосипедисты полноправные участники дорожного движения, и для них должны быть созданы комфортные и безопасные условия для пере движения по городу, сообщают в отделе пропаганды УГИБДД УМВД России по Ульяновской области. Велосипед рассматривается как полноценное транспортное средство.

А вот автомобилисты вряд ли расценивают велосипедистов как равных себе. С наступлением тепла количество ДТП с их участием буквально зашкаливает. За минувшие выходные в области пострадали три велосипедиста, двое из которых школьники 4 и 5 классов. Не раз обладателей двух колесного транспорта сбивали на пешеходных переходах. По этому в первую очередь велосипедная инфраструктура должна касаться безопасности велосипедистов.

Выражается это еще и в том, что качество дорожек должно быть очень хорошим, а разметка отличаться от той, что наносят по всему городу, и не стираться за пару месяцев.

Должно быть уделено при стальное внимание со стороны ГИБДД действиям автомобилистов, которые вряд ли обрадуются появлению на магистралях города велосипедных до рожек. Вероятно, многие до рожки сделают за счет дорог, чтобы не тратить лишние деньги на оборудование их за пределами существующего асфальта. Учитывая, что первый веломаршрут проложат на север Ульяновска, где дороги до статочно узкие, это нанесет ущерб скорости передвижения водителей. А может, и их материальному благополучию сейчас штраф за выезд на велодорожки составляет 2000 рублей, но правительство Рос сии планирует увеличить эту сумму до 3000.

Сергей Гурьянов