Георгий Кузнецов
Как не «провалить» гособоронзаказ и поднять отечественный авиапром.
В Ульяновске состоялась первая конференция действующих и потенциальных поставщиков «изделия 476», транспортника Ил-76МД-90А, представляющего глубоко модернизированный вариант знаменитого Ил-76.

Конференция, собравшая представителей предприятий, заинтересованных в реформировании производственной модели отечественного авиастроения вообще и в работе над гособоронзаказом в частности, стала одним из первых шагов в этом направлении. Организаторами выступили управляющая компания «Ульяновский авиационный кластер» и ЗАО «Авиастар-СП» при поддержке правительства Ульяновской области, Росавиации, Союза авиапроизводителей России, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Ил».
Как отметил генеральный директор ООО «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров, данная конференция станет основой планирования производственной программы ЗАО «Авиастар-СП» на ближайшие восемь лет, включая серийный выпуск воздушных судов Ил-76МД-90А. По его словам, основная задача работы промышленного сообщества на данном мероприятии – выработать единообразные подходы и стандарты к поставщикам, направленные на повышение эффективности их деятельности и снижение себестоимости финальной продукции – воздушного судна Ил-76МД-90А.
Напомним, что прошлом году «Авиастар-СП» получил крупнейший за всю историю российского авиастроения государственный заказ на производство модернизированного транспортного самолета Ил-76МД-90А. В ближайшие годы предприятию предстоит построить более сотни этих авиалайнеров.

Что делают власти
Открывая конференцию, губернатор Сергей Морозов отметил, что полученный гособоронзаказ накладывает на власти региона «дополнительные и очень жесткие обязательства, к которым мы готовы». Далее глава региона перечислил мероприятия, проводимые областным правительством для успешного выполнения заключенного контракта.
Во-первых, это работа, направленная на перенос производства большинства из 400 поставщиков в Ульяновскую область, предоставляющую режим наибольшего благоприятствования в сфере авиастроения. Для этого на территории существующих в регионе авиастроительных предприятий будут открыты специализированные авиационные технопарки.
Во-вторых, на федеральном уровне лоббируются интересы не только ульяновского «Авиастар-СП», но и всей отечественной авиационной отрасли, в свете чего предложено создать в области, совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией и ГК «Ростехнологии», Российский Центр транспортного авиастроения. (Соглашение, скорее всего, будет подписано уже на «МАКС-2013».) Смысл создания центра – в объединении под единым руководством всех структур, занимающихся проектированием, производством и послепродажным обслуживанием российских транспортных самолетов на протяжении всего их жизненного цикла.
В-третьих, регионом прилагаются максимальные усилия для сохранения коллектива «Авиастар-СП» и социального стимулирования его сотрудников.
В-четвертых, уже в 2015 году в Ульяновске будет открыт ресурсный центр международного уровня для подготовки необходимых для отечественного авиастроения кадров.
В-пятых, будет продолжена организация практических конференций. На авиасалоне «МАКС-2013» пройдет масштабное мероприятие для эксплуатантов Ил-76МД-90А.
И, в-шестых, особое внимание будет продолжать уделяться развитию Ульяновской портовой особой экономической зоны, которая уже насчитывает шесть официальных резидентов и одиннадцать очередников. Сегодня приняты все необходимые управленческие решения для начала ее работы: сформированы границы, оформлены все земельно-правовые документы, закончено проектирование объектов инфраструктуры на площади 120 га и во втором квартале 2013 г. начнется их строительство.

Что сделали проектирощики
Генеральный директор – генеральный конструктор авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Виктор Ливанов заявил, что «только симбиоз региональной власти, предприятия-производителя и предприятия-разработчика дает реальный результат. Я, – продолжил он, – семь лет наблюдаю, с каким напором ульяновские власти продвигают идею «Ульяновск – авиационная столица России». Я ценю это, но должен отметить, что главное преимущество «изделия 476» – это его бренд. Машины эксплуатируются более сорока лет и зарекомендовали себя как надежные и экономичные. Да, мы поставили новые двигатели, увеличивающие ресурс до 70 тысяч летных часов. Да, поменяли авионику и сделали «стеклянную» кабину. Но опыт эксплуатации марки C-130, летающей более полусотни лет, доказывает, что «геометрию» тяжелых транспортников менять не надо. Необходимо их «просто» модернизировать».
Напомним, на Ил-76МД-90А вместо двигателей Д-30 установлены четыре турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) ПС-90А-76. Максимальная нагрузка Ил-76МД-90А увеличена по сравнению с базовым самолетом с 47 до 60 тонн, максимальный взлетный вес самолета – со 190 до 210 тонн, дальность полета с нагрузкой 40 тонн составляет до 6500 км. На самолете установлен цифровой пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М», обеспечивающий решение различных задач самолетовождения. В кабине экипажа теперь имеется восемь многофункциональных ЖК-дисплеев и три интеллектуальных пульта управления.
Для дальнейшего развития лайнера необходима сертификация гражданской его версии, заявил Виктор Ливанов. Он сообщил, что процесс начнется после 2016 года. «Мы сделали техническую и финансовую оценку этого проекта, провели переговоры с потенциальными эксплуатантами самолета. В основном это – крупнейшие компании, которые на сегодня работают на коммерческом рынке, причем не только российские компании», – сказал он.
По словам Ливанова, в настоящее время за рубежом официально эксплуатируется более 100 самолетов семейства Ил-76. «Плюс неофициально работают еще порядка 300 таких самолетов, поскольку многие машины в свое время были проданы коммерческим структурам, в основном в Африку. Так что если мы заместим этот парк хотя бы 200 новыми самолетами, то это уже хороший рынок».
Вместе с тем он подчеркнул, что в настоящее время главной задачей авиакомплекса им. Ильюшина и ульяновского «Авиастара» является выполнение госзаказа. «Мы должны заниматься переоснащением армии, а коммерческая авиация пойдет уже вторым шагом», – сказал Виктор Ливанов.

Анализ потребности
Анализ потребности мирового рынка в транспортных рамповых самолетах озвучил на конференции генеральный директор ОАО «ОАК – транспортные самолеты» («ОАК-ТС») Сергей Вельможкин.
К сожалению, Россия полностью потеряла компетенции в этой отрасли авиастроения в начале 90-х.
Лайнеры марки «Ан» остались в ведении Укарины, «Ил» – Ташкентского авиазавода. При этом до сих пор треть общего мирового парка рамповых транспортников с оставляют самолеты, разработанные и поставленные во времена Советского Союза.
По словам Сергея Вельможкина, в категории тяжелых транспортников, к которым и относится Ил-476, в ближайшее время будет наблюдаться повышенный спрос. C-17 Globemaster III не сегодня-завтра будет снят с производства. Airbus A400M – только-только запускается в серию и не будет реализовываться странам не членам НАТО.
В то же время, отметил гендиректор «ОАК-ТС», сегодня в мире Россию не воспринимают ни как производителя, ни как покупателя тяжелых транспортников. Соответственно, потенциальными заказчиками Ил-476 выступают 35 государств, не считая страны СНГ, это государства от Индии и Индонезии до Колумбии и ЮАР, которые могут в совокупности дать ту же треть мирового рынка.

Проблемы
Увы, Сергей Вельможкин недаром закончил свое выступление обращением к поставщикам: «У меня огромная просьба – не «угробьте» процесс конвейерного производства Ил-76МД-90А!».
Дело в том, что, по словам замдиректора по закупкам «ОАК-ТС» Александра Конорева, по заключенному с минобороны РФ контракту цены на Ил-76МД-90А заметно отличаются от его себестоимости. Поэтому контракт требует изменения практики размещения ГОЗ (гособоронзаказа).
Говоря проще, «ОАК-ТС» вынуждено сегодня идти на беспрецедентные переговоры с поставщиками, пытаясь добиться от них заметного снижения заложенной прибыли (как правило, это 15 процентов).
Как выразился президент ОАК Михаил Погосян, «лояльность поставщиков Ил-476 – «лакмусовая бумажка» для ОАК и Минпрома РФ по взаимодействию с поставщиками по всем прочим проектам в авиастроении». Говоря проще, поставщики, соглашающиеся на предложения «ОАК-ТС», получают эксклюзивные объемные заказы на работу в проектах МС-21, SSJ-100 и прочих, а также – возможность попасть в федеральные целевые программы. Более того, исходя из существующего положения дел, в ближайшие дни будет проведена ревизия уже заключенных контрактов с возможной заменой поставщиков.
Впрочем, нерешаемых проблем нет. Из 42 крупных поставщиков для Ил-476 с 25 подписаны протоколы о намерениях (с восемью из них уже заключены договоры на условиях, устраивающих обе стороны); с 13 – договоры согласовываются в ОАК; с 15 – ведутся переговоры. И только шесть отказались от предложенных в обмен на уступки преференций.

Кроме того…
На конференции выступили генеральный директор ООО «Ульяновский авиастроительный кластер» Вильдан Зиннуров с докладом «Кластер как инструмент оптимизации производственных процессов в авиастроении» (содокладчиком выступил ректор НИУ Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева Евгений Шахматов); директор самарского ООО «ТД «Автограф» Андрей Иванов (доклад на тему организации взаимодействия «Производитель вспомогательных материалов» – «Поставщик» – «Производство»); директор по развитию центров компетенции и центров специализации ОАК Николай Шинкаренко («Центры компетенции ОАК в Ульяновске»); коммерческий директор ОАО «Пермский моторный завод» Олег Королев («Концепция послепродажного обслуживания двигателей ПС-90А-76») и другие.

Ждём спецов из СНГ
В четверг, 23 мая, президент Владимир Путин предоставил российское гражданство восьми высококвалифицированным сотрудникам оборонно-промышленного комплекса.
Речь идет о специалистах, которые были приглашены на ульяновский «Авиастар». Ранее они трудились на Ташкентском авиазаводе и совсем недавно принимали непосредственное участие в первом подъеме нового военно-транспортного самолета Ил-476.
«Таких обращений по необходимости от корпораций – ОАК, ОСК, думаю, в будущем будет много, – отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин. – Теперь это необычное станет обычным делом, нам нужны такие инженеры, конструкторы, выдающиеся соотечественники, которые будут возвращаться на родину». По его словам, теперь вместо привлечения неквалифицированной рабочей силы в России будет осуществляться политика приглашения самых квалифицированных специалистов, а вопросы предоставления им гражданства РФ будут решаться оперативно.