Более 200 делегатов из 17 регионов России собрались в Ульяновске 24 мая 2013 года на конференции поставщиков «Ил-76: вчера, сегодня, завтра», чтобы обсудить настоящее и будущее крупнейшего проекта в истории отечественного авиастроения – производства самолетов Ил-76МД-90А. Площадкой для дискуссий стало самолетостроительное предприятие «Авиастар-СП», где участникам конференции – потенциальным и действующим кооперантам – представили востребованные заводом номенклатуры комплектующих и требования к их производству, а также презентовали проекты, реализуемые в регионе для привлечения поставщиков. Конференция стала платформой для начала реализации в Ульяновской области проекта создания Российского Центра транспортного авиастроения по поручению Презента РФ Владимира Путина.

В своем приветственном слове к участникам конференции генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев отметил, что «в целях снижения себестоимости нового самолета Ил-76МД-90А и повышения качества финального продукта «Авиастар-СП» готов передать часть работ по изготовлению агрегатов и комплектующих на аутсорсинг и значительно увеличить существующую базу поставщиков. Именно от совместной работы во многом зависит будущее перспективного транспортника Ил-76МД-90А».

Выстраивание эффективной кооперации – одна из первоочередных задач в рамках производственной программы Ил-76МД-90А и огромных шагом к этому стало проведение первой конференции поставщиков воздушного судна, в работе которой приняли участие порядка сотни предприятий машиностроительной отрасли. Основная цель мероприятия – выработка единых подходов к поставщикам, направленных на повышение эффективности их деятельности и снижение себестоимости финальной продукции – самолетов на базе Ил-76МД-90А.

Главным преимуществом самолета Ил-76 генеральный директор АК имени С.В. Ильюшина Виктор Ливанов назвал его бренд. «Самолёт эксплуатируется более 40 лет и зарекомендовал себя как надёжное и эффективное судно, поэтому геометрию Ил-76 мы не меняли, – отметил Ливанов. – Если конструкция зарекомендовала себя, то не надо ничего ломать, а нужно модернизировать. Главная задача – выполнить госзаказ. Суммарный объём до 2020 года составит порядка ста самолетов». Следующий шаг – сертификация гражданских модификаций самолета с целью расширения рынка сбыта и повышения его конкурентоспособности. К этой работе «ильюшинцы» планируют приступить к 2016 году.

Научиться работать в современной конкурентной среде после длительно периода застоя в отечественной авиастроительной отрасли – задача для всех участников производственной цепочки. По словам генерального директора ОАО «ОАК-ТС» Сергея Вельможкина, позиции в сегменте производства рамповых самолетов, которые наша страна потеряла после развала Советского Союза, необходимо восстанавливать. И здесь очень многое зависит от качества работы поставщиков и конкурентоспособности их продукции. «При формировании пула поставщиков нам важно войти в ценовые параметры по закупкам и мы смотрим на потенциальных поставщиков, как на партнеров на долгие годы», – отметил в своем выступлении заместитель директора по закупкам ОАО «ОАК-ТС» Александр Конорев.

Планируется, что в кооперацию по производственной программе Ил-76МД-90А войдет порядка 400 предприятий, треть из которых разместится на территории Ульяновской области. «Доля «Авиастара» в стоимости самолета сегодня оставляет 35% . Наша задача – локализовать в Ульяновской области производство как минимум половины комплектующих от стоимости самолета. С этой целью мы работаем над созданием индустриальных парков авиационной направленности, развитием промышленной зоны Заволжья, привлечением партнеров к созданию совместных производств для того, чтобы регион получил максимальную прибыль от этого заказа» – заявил генеральный директор управляющей компании «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в ходе конференции сообщил о намерении создать в регионе Российского Центра транспортного авиастроения. Соответствующее соглашение между заинтересованными сторонами будет подписано в августе на авиасалоне МАКС-2013.

«Новая авиационная структура будет заниматься не только сборкой транспортных воздушных судов, но и их ремонтом. Сегодня огромное количество самолетов проходят обслуживание и платят за это деньги за пределами РФ. Создание Центра позволит изменить эту ситуацию. Смысл создания Центра – в объединении всех структур, занимающихся проектированием, производством и послепродажным обслуживанием российских транспортных самолётов на протяжении всего их жизненного цикла» – сказал глава региона.

Решения и подходы к организации системы поставок, выработанные в ходе конференции «Ил-76: вчера, сегодня, завтра» в Ульяновске, лягут в основу формирования производственной программы ЗАО «Авиастар-СП» на ближайшие восемь лет, включая серийный выпуск воздушных судов Ил-76МД-90А.

Федорова Олеся