Ульяновские мотоциклисты, встревоженные ростом числа серьезных ДТП с участием двухколесного транспорта, обратились в «Симбирский курьер» с надеждой быть услышанными. Власти, ГИБДД и большинство автомобилистов, говорят байкеры, игнорируют их интересы, не воспринимают мотоциклы и скутеры в качестве полноправных участников дорожного движения и даже проявляют необъяснимую агрессию.

Мотосезон едва открылся, а в авариях с участием байков и мопедов уже гибнут люди. 11 мая на улице Минаева новичок на мотоцикле на полном ходу врезался в 65-летнего велосипедиста, от чего мужчина погиб. Водитель байка – в больнице. 21 мая в Ульяновском районе водитель «ВАЗ21140», не выбрав безопасную дистанцию, врезался в мотоцикл, который ехал впереди. Мотоциклист скончался на месте. В этот же день на перекрестке улиц Карла Маркса и Крымова водитель маршрутного такси, поворачивая, не заметил едущего на зеленый сигнал светофора байкера. В «Газели» никто не пострадал, а вот мотоциклист попал в реанимацию.

Для большинства людей причины и виновники всех этих трагедий очевидны: постоянно превышающие скоростной режим и всюду снующие мотоциклисты и скутеристы. Однако сами водители двухколесного транспорта уверены – все дело в низкой культуре дорожного движения.

– Подавляющее число аварий случается не по вине мотоциклистов. Главная проблема в том, что пилотов байков и скутеров во многих случаях просто не воспринимают за полноправных участников дорожного движения, – говорит мотоциклист с 10-летним стажем Сергей. – Чаще всего к авариям приводит невнимательность водителей автомобилей – как часто они смотрят в зеркала заднего вида? А ведь даже легкое столкновение автомобиля с мотоциклом или скутером почти все-гда ведет к падению последних, не защищенных металлическим каркасом и подушками безопасности.

Второй фактор повышенной мотоаварийности – отвратительное состояние дорог.

– Любой дефект дорожного полотна может быть фатальным для мотоциклиста, – продолжает Сергей. – Поэтому мотоциклисты, как правило, едут за автомобилем, ориентируясь либо по левому, либо по правому заднему колесу. Если едешь по центру, рискуешь «поймать» яму, которую пропускает между колес автомобилист. Многие водители авто этого не понимают и пытаются выдавить из полосы «криво едущего» мотоциклиста. По той же причине некоторые байкеры едут в междурядье, что тоже раздражает шоферов. А стартовый рывок на светофоре – это возможность для мотоциклиста опередить поток и выбрать безопасное место на полосе, а не приглашение посоревноваться в скорости.

Наконец, огромной проблемой, по словам мотоциклистов, является отсутствие нормального обучения управлению мотоциклом и одновременно стремительный рост количества двухколесного транспорта на дорогах.

– Категория «А» в автошколах сегодня преподается как мало кому нужный рудимент. Все эти школы учат своих воспитанников на старом «Минске» проезжать три простых упражнения для сдачи экзамена. И все! Никакой езды по городу, никаких советов, как вести себя на дорогах, никаких объяснений специфики поведения мотоцикла, – сетует собеседник.

В регионе реальным обучением будущих мотоциклистов занимаются только одна мотошкола и, косвенно, клуб мотокросса имени Баринова. К сожалению, обе организации держатся на плаву силами очень маленькой группы фанатично преданных своему делу людей, не получающих никакой поддержки со стороны администрации или ГИБДД, заявляют байкеры. В остальном же мотоциклисты учатся друг у друга и собирают знания из учебных изданий, найденных в интернете.

Не так давно Госдумой были утверждены поправки в Правила дорожного движения, предусматривающие введение нескольких новых категорий для водителей, включая «М» (мопеды). В скором времени владельцы транспортных средств с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров и скоростью не более50 километровв час должны будут сдавать экзамены на знание ПДД. Однако сами скутеристы сомневаются, что нововведение изменит ситуацию на дорогах. По их словам, профилактику аварий ГИБДД могла бы проводить уже сейчас, но, к примеру, на детей на скутерах, явно не достигших и 14 лет, без шлемов, инспекторы, как правило, не обращают внимания. А кто еще объяснит родителям, что они покупают своим чадам не игрушку, а мину замедленного действия?

Вадим Пилюков