Бывший зампред правительства России Владислав Сурков – человек, вероятно, весьма состоятельный, но, уволившись, он должен был убедиться, что никем в стране не любим. И каково, интересно, с таким открытием дальше жить?

Часть наблюдателей, оговариваясь, что Сурков был «конечно, злым гением», тем не менее считает его эффективным. В чемименно был этот эффект, однако, непонятно. В свое время он работал в фирме Ходорковского. Когда началось преследование главы ЮКОСа, Сурков был уже в кремлевской администрации, где Ходорковского по сути предал. Он служил другому хозяину и занимался в основном разводками и манипуляциями, но эффективность на этом поле деятельности определялась не талантами Суркова, а атмосферой страха, в которой живет российский истеблишмент.

Именно эта атмосфера сделала пластилиново-покорными партии и движения, которые Сурков сливал и делил так, как это нужно было его главному заказчику. И когда он создавал «вторую ногу» Кремля – «Справедливую Россию», загнав в нее партию пенсионеров и «Родину».

И когда согласовывал предвыборные списки, в том числе и оппозиционных партий, таких, как та же «СР» и КПРФ с ЛДПР. Но куда более вредоносной, чем дезорганизация партий и политической жизни в России, была деятельность Суркова по совращению, образно говоря, малолетних. То есть по созданию прокремлевских молодежных движений, нацеленных на глумление над человеческим достоинством и полную беспринципность.

Сейчас уже подзабылись эти многотысячные толпы юнцов, выходивших за деньги хулить оппозиционеров и превозносить власть. В Москву их свозили со всей России, и сами они зачастую не знали, зачем едут.

Третировать кого-то из несогласных? Пожалуйста. Дежурили под окнами указанных кураторами жертв, выкрикивали оскорбления, преследовали по городу. Топтать портреты? И это без проблем, лишь бы платили.

Любую мерзость! Так курочилось будущее страны, каковым станет когда-нибудь нынешняя молодежь. Но воспитывая в ней вселенский цинизм, сурковцы одновременно обманывали ее иллюзиями будущего карьерного роста, который, конечно же, придет – по мановению Кремля.

Мановения не последовало, и большинство сурковских птенцов, думаю, пережили ломку и разочарование, оказавшись фактически выброшенными на улицу. Как их бывший лидер Василий Якеменко, окопавшийся на даче, опустившийся, обросший и безумно мечтающий теперь о воскрешении мертвых. «Я как Христос», – заявил он недавно в репортаже телеканала «РЕН». Приезжайте, в общем, люди в белых халатах и ставьте диагноз.

Если в этом хваленая эффективность Суркова, то лучше бы он не вылезал из городка в Рязанской области, где родился. Пас бы там коров. Или овец.

Василий Мельник