«Есть две вещи, которые мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены».
Коко Шанель.

Утонченный женский образ – то, над чем стоит потрудиться, в этом случае уже недостаточно красивого платья и обуви. Здесь важны детали: шейные платочки, аксессуары и головные уборы. Именно с последней деталью дамского силуэта связана следующая история… Документальное разнообразие фондов Государственного архива Ульяновской области позволяет заглянуть в прошлое, запечатленное в архивных делах, печатных изданиях, по самым различным направлениям.

Так, интересующихся историей моды могут заинтересовать любопытные факты, которые встречаешь, перелистывая страницы, к примеру, издававшихся Симбирской епархией «Епархиальных ведомостей».

В неофициальной части издания (там содержались сведения по епархиальной статистике, материалы по церковной истории и археологии, заметки о религии и нравственном состоянии народа, сведения о местных ересях, жизнеописания иерархов и подвижников, иногда помещалась хроника епархиальной жизни, публиковались материалы, посвященные местным праздникам, месточтимым иконам, храмам и т. п) за 1911 год имеется заметка с весьма интригующим названием «Безумие мод». В обозрении сообща-ется, что «недавно в церкви Кишиневского архиерейского дома, благодаря модным женским шляпам, произошел несчастный случай….».

Как известно, женская шляпа начала XX века поражала своими размерами. И без того массивные шляпы утяжеляли при помощи декоративных элементов – цветов, перьев, искусно уложенных прозрачных тканей и даже – чучел птиц. В края шляпы часто вставляли металлическую проволоку. Крепили конструкцию при помощи шляпных булавок, длинных шпилек.

Итак, вернемся к истории из Кишиневского архиерейского дома: « …одна богомолка с громадной шпилькой проколола (!) щеку рядом с ней стоявшему господину». Разумеется, этот случай стал главной новостью в печати. И в первую же неделю поста была произнесена проповедь, «направленная против безумия мод», где говорилось о том, чтобы запретить дамам появляться в церкви в «громадных шляпах» и что «всего лучше ходить в платках», приводя в пример женщин-старообрядок.

И уже в ближайшее воскресенье в церкви и вовсе не было видно громадных модных шляп!

Известен также факт, что крайне небезопасными были шляпы, а точнее шляпные булавки, в транспорте. Например, в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения и вовсе запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте.

Гузэлия ЖДЫХАНОВА