Региональные кинопроизводители и прокатчики обсудили, с каким материалом им стоит работать.
Отечественный кинорынок нужно поддерживать, но делать это необходимо продуманно и аккуратно. К такому выводу пришел президент России Владимир Путин, который в конце мая встретился с известными российскими кинематографистами. Так совпало, что в эти же дни в Ульяновске обсудили проблемы региональной кинематографии. И хотя масштаб проблем выглядел более скромным, дискуссия получилась не менее интересной. «Круглый стол» прошел в рамках международного кинофестиваля имени Валентины Леонтьевой «От всей души», его модератором выступил актер и режиссер Владимир Грамматиков.
Во время встречи президента и кинематографистов была предложена идея обложить прокат зарубежных фильмов дополнительными сборами, чтобы снизить стоимость билетов на российское кино. Такую инициативу глава государства встретил критически. «Все равно люди будут ходить туда, куда захотят», пояснил Путин. В Ульяновске на проблему взглянули с другого ракурса и задумались: а почему люди не идут в кино?

Зритель без кино
– Есть много причин, почему человек не идет в кино. Может быть, у него нет денег, а может, он живет далеко от кинотеатра, – одной из первых открыла дискуссию Любовь Егорова, менеджер «Агентства социокультурных технологий» из Самары.
«А может быть, нет того кино, на которое хотелось бы пойти» – витала в воздухе мысль, которую так или иначе обыгрывали участники обсуждения. Во встрече приняли участие кинематографисты из Ульяновска, Самары, Саратова, республик Татарстан и Марий Эл. На «круглом столе» с внушительным названием «Диалог с киновластью. Государственная политика поддержки и развития кино: федеральный и региональные аспекты» они затронули две большие темы: производство кино и его прокат. Начали с проката.
Коллегу из Самары поддержал Владимир Батраков, директор госучреждения культуры «Татаркино»:
– Половина населения Республики Татарстан живет в крупных городах, у них мультиплексы на каждом перекрестке. А другая половина населения вообще лишена доступа к кинематографу. Думаю, в других регионах ситуация похожая.
Такое неравномерное распределение экранов объяснимо с коммерческой точки зрения – предприниматели не хотят вкладывать деньги не то что в сельский кинозал, но и в кинотеатр города с населением менее 100 тысяч человек – он не окупится. Но кино в глубинке все же востребовано.
– Зритель есть везде – он и в больших мультиплексах есть, и в маленьких кинозалах. Люди хотят смотреть что-то не только по телевизору. Я езжу по муниципальным образованиям, и уверяю вас, там даже телевизоры есть не у всех, – рассказала директор Саратовского областного методического киновидеоцентра Ирина Бережная.

Диалога нет?
Что же касается господдержки кинопроката, то тут, по словам гостьи из Саратова, сложилась непростая ситуация.
– Я признательна организаторам фестиваля за то, что в формате фестиваля проходит «круглый стол» с таким названием – «Диалог с киновластью», – отметила Ирина Бережная. – Но мое глубокое убеждение, что никакого диалога нет. Прокатчиков, особенно тех, которые занимаются государственным кино, уже давно вынесли за скобки. Хорошо, когда губернатор, как у вас, дает денег на фестиваль. Но это разовые вливания, стрельба по воробьям из пушки. Должна быть поддержка на федеральном уровне. А вместо этого нам на пятки наступает 94-й Федеральный закон, который не позволяет нам покупать кино, потому что нас не учли в законе. Получается, частный прокат есть – нас нет.
Слова коллеги прокомментировала Лидия Саурова, директор «УльяновскКинофонда»:
– Вы будете смеяться, но сейчас разрабатывается новый федеральный закон о культуре, там слова «кино» нет вообще. Я жизнь прожила в кинематографе и могу сказать: не будут нас снабжать ни киномобилями, ни киноаппаратурой, ни фильмами. Но просто сетовать на это нельзя. Нужно что-то предлагать. Лет пять назад мы придумали проект кинозала для инвалидов-колясочников. Пробовали его реализовать, и никак не складывалось. А в этом году у нас в области был объявлен Год равных возможностей, потом мы включились в федеральную программу. В результате в этом кинозале будет цифровое оборудование за федеральные деньги.
Владимир Грамматиков согласился с Лидией Сауровой:
– Нельзя отказываться от федеральной «пуповины». Нужно добиваться, теребить, аргументировать. Если вы скажете: «Мы сами снимем, сами у себя покажем», вам ответят: «Вперед!». Но я говорю этому категорическое нет. Это наши общие интересы, значит, нужно каким-то образом выстраивать отношения с федеральной властью.

Национальный колорит как козырь
Впрочем, от проблем прокатчиков дискуссия плавно переключилась на проблемы кинопроизводителей. С чем выходить к зрителю? С «импортным» кино или глубоко региональным? И может ли второй конкурировать с первым?
Ульяновский режиссер Борис Куломзин, выпустивший в прошлом году фильм «901 километр», уверен: региональный кинематограф есть.
– Фильмы, которые снимаются в регионах, выходят в прокат небольшим тиражом, у них есть своя, пусть и скромная, аудитория, – считает он. – На одном из фестивалей мы обсуждали это с Владимиром Хотиненко, и он сказал, что будущее российского кинематографа за региональным кино, потому что свежие идеи рождаются как раз в регионах. И в этом плане нам есть куда развиваться.
Продюсер фильма «901 километр», бизнесмен Александр Крутов поинтересовался у Владимира Грамматикова, могут ли региональные студии производить коммерческие проекты для большого кинопроката или их продукт –
это только фестивальное кино?
– Могут, – ответил режиссер. – Потому что не бюджет определяет художественную ценность произведения. Но все-таки нужно быть честными перед собой и четко понимать – зачем и для кого снимать. В региональной студии нужно делать не крупные постановочные проекты, а узнаваемые проекты для себя и про себя.
Он добавил, что европейские кинопроизводители уже объединяют свои усилия для того, чтобы конкурировать с американским прокатом. Если перенести этот опыт на нашу почву, то можно посоветовать российским регионам объединяться для слияния капиталов и создания полноценного фильма «про себя» – о своей истории, своих традициях, со своим колоритом.
Опытом создания лент на национальном материале поделился Владимир Батраков:
– У нас в республике пользуется популярностью кино на татарском языке. Это малобюджетное, национальное кино, мы его прокатываем по Татарстану, оно окупается. Но оно создается для внутреннего потребления. Картины российского масштаба у нас на студии все-таки снимали питерские и московские команды. Сами мы еще долго не будем готовы снимать коммерческое кино: у нас нет для этого ни финансов, ни специалистов.
Впрочем, в заключение Владимир Грамматиков отметил, что региональное кино само может привлекать средства. К примеру, на обучение специалистов.
– При создании кино все хотят участвовать в креативной части – быть режиссерами и артистами, – пояснил он. – Но мы видим, что надо «подтягивать» гримеров, осветителей – в них сейчас самый дефицит. Нужно рассказывать молодежи, что есть огромное количество людей, которые работают на кинематограф в очень интересных профессиях. Если вы у себя в регионе четко определите образовательную программу, вам пойдут навстречу.
Анастасия Гайнутдинова