Гузель Агишева
Авария самого крупного советского речного пассажирского судна «Александр Суворов» 5 июня 1983 года открыла трагическую серию катастроф конца 80-х.

В конце августа 1986-го – катастрофа пассажирского парохода «Адмирал Нахимов», унесшего жизни 423 человек. В начале июня 1989-го – взрыв газа в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов под Улу-Теляком и 645 сгоревших заживо. А ведь был еще и Чернобыль в апреле 1986-го…

На сегодня существует довольно солидный список российских катастроф, и каждый раз задним числом мы узнаем, что воздушное или речное судно было старым, эксплуатировалось еще с советских времен – поскольку большей частью мы все еще живем за счет советского потенциала. Но та первая крупная авария 1983-го была в этом смысле нетипичной: четырехпалубный теплоход «Александр Суворов» практически хрустел новизной – его построили всего два года назад в Чехословакии.

Пароход белый, беленький теплой летней ночью перевозил расслабленных туристов из Ростова-на-Дону в Москву, когда вдруг на полном ходу – на скорости 25 км/ч – зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел его многотонную конструкцию. Случилось это в 22.45 по местному времени. В результате столкновения у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. В таком состоянии он по инерции прошел за мостом еще около 300 м.

О силе удара можно судить по тому факту, что столкновение с судном сместило пролет железнодорожного моста на целых 40 см, хотя в момент контакта по мосту на скорости 70 км/ч следовал грузовой поезд массой 3,3 тысячи тонн, который тоже пострадал: из 53 его вагонов 11сошли с рельсов. Часть из них опрокинулись, их содержимое – уголь, зерно, бревна – полетело на теплоход.

В ту июньскую ночь погибли 176 человек – такая цифра была озвучена в прессе, не особо допущенной к кровавым подробностям. Вполне возможно, что жертв было больше: судно было перегружено, и помимо 330 пассажиров на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала с родственниками и знакомыми, которые ни в каких списках, естественно, не значились.

Большое число жертв той аварии объясняется не только силой удара, но и его локализацией: в момент столкновения большинство пассажиров находились в кинозале и на танцплощадке верхней палубы, полностью уничтоженных столкновением с фермой моста. Те же из них, кто спасся, в большинстве прыгнули за борт или были сброшены в воду при ударе, и везение их было в том, что рядом не было судов.

По заключению экспертов, исследовавших обстоятельства аварии, к ней привели халатность первого штурмана судна и рулевого, отсутствие на мосту сигнальных огней в темное время суток и то, что на шестом мостовом пролете, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, своими очертаниями напоминавшая сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Как потом мы научились говорить, человеческий фактор…

После трагедии судно было восстановлено. Но! 30 мая 2008 года с ним произошла еще одна авария. Теплоход следовал по Каналу имени Москвы от Северного речного порта Москвы в Тверь. На борту находились около 300 пассажиров. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, поэтому вышло из строя его рулевое управление, и поврежденный теплоход не смог продолжить движение. Сразу после столкновения шлюз был наполнен водой, теплоходу удалось выйти обратно, и пассажиры были возвращены в Москву на автобусах. На этот раз в происшествии никто не пострадал…