Денис Кудряшов (Самара), Андрей Куликов (Самара), Виктория Чернышева (Ульяновск)

Объемы речных пассажирских перевозок с каждым годом сокращаются.

Что мешает жителям волжских городов пользоваться, казалось бы, очевидным транспортом, выясняли корреспонденты “РГ”.

Когда-то Волга была главной транспортной артерией страны. Те времена остались в далеком прошлом. Но и сравнительно недавно десятки тысяч людей отправлялись на “омиках” и на судах на подводных крыльях на отдых или работу, причем не только по окрестностям, но и в соседние города. Сегодня от “советской” системы пассажирских речных перевозок остались крохи. “Ракеты” и “Метеоры” на подводных крыльях оказались нерентабельны. Пассажирское сообщение с помощью теплоходов “Ом”, по сути, сохранилось только в Самаре.

Теплоход по расписанию
В Самаре навигация-2013 открылась в первой декаде апреля с пуском судов до села Рождествено. Переправа начинается в 8:00, последний рейс – в 20:00. Согласно расписанию, в Рождествено суда ходят по четным часам, в Самару – по нечетным.

Спустя три недели стартовали регулярные перевозки на “омиках” и по другим направлениям, в частности в села Ширяево и Богатырь. Теплоходы ходят туда два раза в день. Рейсы стартуют от речного вокзала и делают остановку на причале Барбошиной поляны.

Как отметили в Самарском речном пароходстве, рейсы по Волге в пределах области осуществляются в основном на судах типа “Ом” и “Москва”, при необходимости может быть использовано судно “Восход”.

В основном все курсирующие суда уже давно выработали свой ресурс. Новые же из-за отсутствия бюджетного финансирования не приобретаются. Тем не менее, как утверждают в пароходстве, передвигаться на этих судах безопасно, поскольку все теплоходы проходят соответствующую проверку надзорных органов и снабжены необходимым комплектом спасательных принадлежностей.

Кроме того, сообщили на предприятии, в этом году на воду будут спущены два капитально отремонтированных судна “Ом”, которые были повреждены во время пожара в 2011 году.

На Волге без пристани
Теплоходы больше не швартуются у саратовской набережной. Причина – бедственное состояние причальной стенки.

Как рассказал саратовский транспортный прокурор Виктор Ростов, в ходе судебных разбирательств была проведена экспертиза, которая установила, что стенка находится в критическом состоянии. В итоге суд обязал территориальное управление Росимущества изготовить необходимую документацию, а организацию “Берег-2008”, которая арендует причал, провести его ремонт.

При этом причальная стенка не ремонтировалась уже много десятков лет, и насколько затратным окажется ремонт, можно только догадываться.

В настоящее время теплоходы встают на рейде у Саратова, а пассажиров прогулочное судно “Волга-2” доставляет на дебаркадер.

Между тем навигация по пригородным речным маршрутам началась в регионе в этом году также в усеченном виде. Пока работает только один маршрут Саратов-Шумейка. Стоимость проезда с начала года не изменилась и составляет 40 рублей.

По двум другим направлениям, которые работали в прошлом году: Саратов-Сосновка и Саратов-Кошели – пассажиров отвозят автобусами, которые отходят от речного вокзала.

При этом, если до Кошелей “омики” ходить больше не будут, то в минтрансе обещают до Сосновки в дальнейшем пустить речные трамвайчики.
Маршрут до Кошелей решили отменить, как объясняют чиновники, по нескольким причинам.

– Такое решение принято в связи с просьбами самих пассажиров, которым удобней пользоваться автобусами. Теплоход до Кошелей идет более шести часов, в то время как автобусом туда можно доехать за три с половиной часа, – говорят в комитете транспорта.

Кроме того, во время маловодья на Волге маршрут становится на отдельных участках непроходимым для пригородных судов.

Только прогулки
Из ульяновского речпорта можно совершить водную прогулку на двух теплоходах – “Герой Юрий Эм” и “Московский-20”. За 150-250 рублей (в зависимости от возраста пассажира, дети до пяти лет – бесплатно) предлагается часовая прогулка по акватории Волги. Обычно теплоходы курсируют до нового “Президентского” моста и обратно. Путешествие зрелищное: ширина Волги в районе переправы – около шести километров, пролеты моста подняты на высоту до 40 метров.

Школьники в день последнего звонка и 1 сентября могут прокатиться на теплоходах за 270 рублей в час (в стоимость входит паек моряка). Арендовать теплоходы на один час стоит от 14 до 16 тысяч рублей. Этой услугой часто пользуются горожане, играющие свадьбы, и компании, предпочитающие проводить корпоративы вне стен традиционных кафе и ресторанов.

Но просто уехать по воде из Ульяновска в другие волжские города невозможно. Водные перевозки внутри области уже давно умерли – невыгодно.